О мастер-классах, критике и злобных профессионалах

«Репутация — нешуточное дело, её и за деньги не купишь. Она как зёрнышко — посадил в горшок, поливай, удобряй, оно и растёт. Год, другой, третий. Год, другой, третий»

Людмила Улицкая «Цю-рихь»

Из общения с мастерами в предыдущей статье, я сделала вывод, что мастер-классы — сложная тема.

Профессионально-критические комментарии — ещё более сложная тема.

Но об этом нужно говорить, чтобы появлялось всё больше полезных и подробных мастер-классов, чтобы избежать ошибок начинающих и поднимать репутацию ручного труда.

Про одобрительно-лирические комментарии всё понятно. О них даже и говорить не имеет смысла. «Ой как мило, симпатично». Сплошь сироп, мёд, варенье и мармелад.

Присмотритесь повнимательнее — все эти ми-ми относятся не столько к самому технологическому процессу, как основному в мастер-классе, сколько к готовой вещи — зайчик, улитка, юбочка, дощечка и т.д.

То есть оценка исключительно эстетическая и относится она к заключительной фотографии — посмотрите, что у нас получилось!

Если же вы читаете и смотрите действительно хорошие мастер-классы, то и комментарии там будут соответствующие.

Тональность другая — «Мастер-класс на высшем уровне, подробный и понятный. Огромное Вам спасибо!», «Потрясающий мастер-класс! Подробный, качественный, интересный».

И вопросы, если они есть, носят консультационный характер — автора просят уточнить разницу в материалах или техниках, или ещё раз объяснить что-то или уточнить — чем можно заменить какой-то материал.

Чувствуете разницу, да?

***********

А что, собственно, такое критика, применительно к мастер-классам?

Боюсь, что многие не очень хорошо понимают, что это значит.

Под критическими комментариями обычно понимают любую, подчёркиваю, любую фразу или предложение, не содержащее фразу «как мило».

Всё! Если в комментарии нет слов «мило-красиво-симпатично и т.д», а есть вопрос «Скажите, почему вот в этом месте вы делаете вот так, хотя по правилам...?» и дальше вопрос по существу, то автор занимает глухую круговую оборону и на все вопросы отвечает «А мне так нравится. Я так вижу. Это моё вИдение».

Ок! Нравится — это здорово! Я и сама делаю работу так, чтобы она мне нравилась.

Но! Давайте разбираться.

«Нравится» — категория исключительно лирическая и весьма субъективная.

Например, мне нравится картина Пикассо, а кому-то не нравится, мне не нравится кино про космических пришельцев, а кому-то нравится.

В данном случае это «нравится-не нравится» никому и ничему не мешает.

Картина висит на стене — не нравится, не вешай, кино в кинотеатре — не нравится, не смотри.

И это «нравится» никоим образом не влияет на качество готового изделия.

Приведу пример, из разряда абсурдных, чтобы было совсем уж понятно: приходит ко мне заказчик — спецназовец, и ему нужно сделать комплект снаряжения: рюкзак, разгрузку, подсумки и т.д. И вот я делаю ему весь этот комплект из ткани и материалов, которые «мне нравятся» — в магазине покупаю красивый хлопок для пэчворка с принтом «листочки-веточки» и такие же ленточки с листочками-веточками. Ткань красивая и в лесу будет смотреться замечательно :) В итоге «Красиво получилось. Мне так понравилось».

Как вы думаете, в каких выражениях я услышу мнение бойца спецназа на все эти «листочки-веточки»? И почему? И придёт ли он ко мне в следующий раз? И направит ли ко мне своих друзей?

А всё потому, что в работе не были учтены эксплуатационные требования к изделию! В лесу, по кустам, при десантировании с вертолёта, с общим весом снаряжения 45-55 кг, ткань для пэчворка и всякие ленточки-бантики выдержат?

Так почему же в многочисленных мастер-классах основной ответ «мне так нравится» на замечание о технологических нарушениях и несоответствиях?

Тем более, что мастер-класс — это обучающий материал.

То есть, гипотетически, если кто-то захочет повторить всё в точности, как в мастер-классе, то после недолгой эксплуатации нашей вещи, о, ужас! Что-то треснуло, порвалось, протёрлось, вздулось, пожелтело и, вообще, отвалилось!

Это говорит о том, что нарушена технология изготовления.

То есть, речь идёт о потребительских характеристиках вещи, а не эстетических и художественных! И никакое гармоническое сочетание цветов в данном случае не спасёт нашу репутацию.

****************

- Так вот как раз об этом мастера с богатым опытом, с профессиональным опытом и даже с корочками пытаются достучаться до авторов мастер-классов, об этих нарушениях и говорится в критических комментариях!

- Как раз к технологическому процессу, описанному в мастер-классе и обращены самые конкретные вопросы, которые нравятся далеко не всем. А вовсе не о цветочках, рюшечках и бантиках, как кто-то хочет это представить.

- И как раз в комментариях-то и раздаётся скрежет доспехов, звон мечей, в общем, самые жёсткие бои идут по технологическим вопросам.

****************

А что же такое, собственно, эта самая, ненавистная и противная технология и технологическая последовательность?

Смотрим словари:

Технология (от древнегреческого — искусство, мастерство, умение; — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия…

В экономическом словаре дается такое понятие: «Технология — (от греч, techne — искусство и logos — слово, учение) способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления»

Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология — практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности»

****************

Внимательные читатели, конечно же, обратили внимание, что самые бурные обсуждения идут в сообществе декупажников и валяльщиков.

Оно и понятно.

Материалов огромное количество и разнообразие, приёмов и технологий тоже немало.

Проблема в том, что эти технологии нигде не записаны, как учебники «под редакцией такого-то».

Поэтому и идут баталии кто правее, кто умнее.

А правее к счастью тот, кто уже набил шишки своего опыта.

И также правее, к сожалению тот, кто умеет громче кричать.

Я не очень хорошо знаю технологический процесс этих двух техник.

Но! Достаточно подключить логику и немного подумать.

Вот смотрите: есть разные материалы, и у них у всех разные химические составы и разные свойства.

Акриловые и масляные краски, лаки на водной основе и нитро — все они разные и смешивать их в одно работе нельзя или можно, но очень осторожно.

Шерсть, шёлк, разные волокна — тоже ведут себя по-разному и это тоже нужно учитывать.

Каждый может идти своим путём в работе над вещью, но свойства материалов, их взаимодействие друг с другом нужно знать обязательно.

Не знаешь — спроси, изучай матчасть.
Не хочешь спрашивать — набивай шишки собственного опыта.

Идём дальше.

Хоть у швейников и учебники есть, и профессий в швейной отрасли существует немало, и дипломы государственного образца и запись в трудовой книжке, да и дипломы курсов кройки и шитья при ссср тоже были ого-го — учили там на совесть — баталии в комментариях тоже не детские.

Тоже вроде бы всё должно быть понятно — комментарии пишут те, кто знает.

О! Ответы на такие комментарии заслуживают отдельного внимания «Ну да, зашла я к ней в магазин, а у неё одни куклы/мишки/сумки (нужное подставить) и она мне ещё говорит, как мне шить».

Так то, что представлено в магазине, это всё же хобби, то есть для отдохновения души и далеко не показатель всех умений Мастера.

А те, кто сейчас такие злобные профессионалы, учились не один год и не только по учебникам — работа, заказчики, план, сдельная з/п, в ателье старые мастера учили «мама не горюй», в выражениях не стеснялись, да и на производстве мотористки тоже не постесняются — выскажут тебе всё, что думают.

Если не сломаешься, будешь учиться — из тебя вырастет Мастер.

Если нет — уйдёшь из профессии.

****************

Выводы.

Да да, такие вот выводы в середине публикации:

- профессионально — критические комментарии в большинстве своём относятся к технологическому процессу, а не к художественной составляющей;

- профессионально — критические комментарии пишут для автора мастер-класса, чтобы не делал ошибок;

- профессионально — критические комментарии пишут для тех, кто решится что-то сделать по такому мастер-классу;

- удаляя комментарии, автор лишает, в первую очередь, себя получить бесплатную консультацию (подчёркиваю — бесплатную консультацию профессионала), а вот вторую, обрекает повторять свои же ошибки тех, кто будет то-то делать по такому мастер-классу;

- удаляя комментарии, автор ставит под удар свою репутацию — подчищенный, зализанный никакой мастер-класс вызывает лёгкое подозрение — что-то тут не так :)

- недобросовестные мастер-классы плодят тысячи и тысячи неумелых мастеров, которые своими работами дают повод покупателям сказать «фу, поделки».

****************

Хорошо!

Уговорили!

И договорились!

Злобные комментаторы своими хамскими комментариями больше не будут трогать тонкую художественную душу творцов и не будут топтать цветники души творческого человека.

Вам предоставляется почётное право учиться на своих ошибках и тем, кого вы учите чему-то в своих мастер-классах:

- перерыть весь интернет и кучу бестолковых мастер-классов в поисках советов и информации;

- испортить кучу материалов дешёвых, дорогих и очень дорогих;

- посетить недешёвые, хорошенько разрекламированные живые мастер классы, и понять, что вас надули такие же начинающие, как вы, только понапористей;

- выслушать от заказчиков нелицеприятные комментарии по поводу своих изделий, сделанных по неправильной технологии.

С каждым днём количество грабель наработанного опыта будет только увеличиваться!

Вот тогда вы обретёте тот самый Опыт, который и есть самый ценный — Опыт Своих Ошибок!

И вот тогда мы посмотрим, так ли щедро вы будете им делиться в комментариях к другим мастер-классам?

Или, зажав рот рукой, кабы всех секретов не выдать, будете тихонечко молчать или делиться своим опытом на мастер-классах.

****************

Ой! Я ж забыла упомянуть ещё одну особенность мастер-классов на Ярмарке, о которой мало кто всерьёз думает и вспоминает.

Ведь вы же не знаете, кто смотрит и читает наши мастер-классы, да? Статистики никакой на этот счёт не ведётся.

А ведь ваш мастер-класс может почитать-посмотреть и ваш потенциальный покупатель, и один из ваших постоянных покупателей. И что он там увидит? Праааавильно, дядя Фёдор, увидит он неаккуратность, невнимание к деталям, небрежность в работе, пренебрежение всё к тому самому технологическому процессу, резкие ответы на простые, казалось бы вопросы по существу процесса и тю-тю, прощай мечта всех рукодельниц — волшебное сарафанное радио.

А ведь случается и так, что мастер-классы читают представители рукодельных журналов, которые ищут новых авторов для своих журналов.

Есть над чем задуматься, да?

****************

Выводы по итогам размышлений я сделала выше.

Вы можете сделать свои на основе моих размышлений.

****************

Текст полностью авторский, за исключением цитат из словарей :)

При копировании давайте ссылку и указывайте имя автора — Ира Бортник.