Кручу-верчу проволоку: исторические факты и особенности

Проволока – это вам не просто проволока. Это вам любая википедия скажет. Это только кажется, что проволока появилась из папиного гаража, и если утащить правильный кусочек, то лет в 8 можно стать обладателем симпатичного перстенечка. На самом деле все началось намного раньше.

Проволоку умели делать еще древние египтяне, правда, делали они ее из золота и серебра. Использовался этот недешевый, но мягкий и удобный в работе материал для ювелирных украшений и фиксации причесок. Чуть позднее за изготовлением украшений из проволоки были замечены викинги, и получалось у них это дело весьма неплохо, хоть и грубовато на наш вкус.

Европейцы оказались более практичными, да и проволока к тому времени стала делаться не только из драгоценных металлов. Средневековая Европа мастерила вязальные спицы и рыболовные крючки, иголки, элементы армейского обмундирования, а также факела. В это же время европейцы соединили тонкую проволоку и шелковую нить и открыли технику «ганутель» (канитель). Мастера, обматывая нитью проволочный каркас, создавали удивительные воздушные цветы и листья для украшения церквей. Эта кропотливая техника дошла и до наших времен.

Тончайшей золотой и серебряной проволокой вышивали иконы и ризы священнослужителей. «Златошвейка» – почетное звание, заслуженное десятилетиями упорного труда, ведь работать с таким дорогим материалом доверяли не каждой мастерице. А теперь представили себе роскошь церковного облачения тех времен, количество церквей, икон и священнослужителей в отдельно взятом средневековом городке и прикинули, сколько проволоки-нитки производилось в те времена.

При соединении проволоки и тонких металлических пластинок появилось искусство перегородчатой эмали. Первые упоминания об этой технике на Руси датируются концом 12 века, то есть к этому времени проволока уже дошла в наши края. «Перегородчатая эмаль – трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации», уверяет Википедия. Не поддающаяся механизации – значит, только ручной труд, глазомер, твердая рука и недюжинное терпение. Но и изделия в этой технике жили века.

Сейчас проволока активно используется во флористике и работе с бусинами, а также в сложной и удивительной технике wire-wrap, которая при всей своей сактуальности уходит корнями в далекие древние времена.

Если вы дочитали до этого места и не уснули от скуки, а наоборот, уже готовы мчаться и проводить ревизию в папином гараже или ближайшем «железном» рынке и уже прикидываете, можно ли использовать утюг вместо наковальни, погодите, дочитайте до конца, я вам еще немного расскажу, уже чуть более практичное.

  • Проволока бывает разной толщины, в разных странах её измеряют по-разному: в долях мм, в gauge. Если понадобится в этом разобраться – интернет полон таблиц сравнения, разберетесь, не переживайте! На вопрос «девочка, а какая тебе проволока нужна?» не тушуйтесь, а отвечайте: разная! Для каркаса, например, подойдет толщина 1.0, 08, 1.2 мм, для оплётки - 0.2, 04, 06. Начнете «крутить» – сами поймете, с чем вам удобнее работать.
  • Проволока бывает разной формы. Основные: круглая, полукруглая (для шинок), квадратного сечения и спиральная (для художественных деталей).

  • Металл, из которого изготавливают проволоку, может быть практически любым. В основном мастера используют медь, латунь, нейзильбер, мельхиор, серебро. Делают украшения и из алюминия, но в целом это очень мягкий металл и больше используется во флористике.
  • Зато алюминиевая проволока бывает разных цветов!

  • Существует проволока с покрытием – посеребрение, позолота. С ней нужно обращаться очень бережно, дабы не повредить верхний слой.
  • Существует так называемая «наполненная» проволока (Gold Filled и Silver Filled) — это трубочка из серебра или золота, наполненная медью. Тут слой драгоценного металла намного толще, чем при посеребрении / позолоте. Наполненное серебро можно даже патинировать и полировать.
  • Медь, латунь, мельхиор и другие цельные металлы можно патинировать – обрабатывать химически для того, чтобы придать изделиям «благородный» вид, выявить их объём.
  • Аллергия – бич нашего века. Чтобы избежать аллергии на металл, изделия из проволоки иногда покрывают специальными лаками. Обращаться с таким изделием нужно бережно, чтобы не поцарапать тонкий верхний слой.

Вот такая она – «обыкновенная» проволока.