Удивительные женщины в живописи. Часть 3

Елена Фурман. Жена Питера Пауля Рубенса. Полотна с её изображениями украшают коллекции самых знаменитых музеев мира. Лувра и Прадо, Музея истории искусств в Вене, Эрмитажа и Национальной галереи в Лондоне, музея Метрополитен в Нью-Йорке и Старой Пинакотеки в Мюнхене, музеев Дрездена и Берлина.

Великий фламандский живописец Питер Пауль Рубенс, "король живописцев и живописец королей", достиг всего, о чём может мечтать мужчина — богатства, славы, высшего уровня мастерства в любимом деле. Он был желанным гостем и доверенным лицом для многих монархов Европы. Художник и дипломат, знаток искусств и предприниматель. Любящий и любимый муж и отец. Но судьба нанесла ему жестокие удары ("рядом со счастьем бродит беда..."). Сначала умерла дочка Клара Серена в 1623 году, а потом, в 1626 году, скончалась жена Изабелла Брант ("друг и незаменимый помощник" , как писал сам Рубенс в одном из своих писем). После кончины жены он так отозвался о ней: "Поистине я потерял превосходную подругу, она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую".

Прошло несколько лет.

"Я решил снова жениться,— пишет Рубенс другу,— потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе... Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи".

Шестого декабря 1630 года состоялось бракосочетание Петера Пауля Рубенса "кавалера, секретаря тайного совета его величества и камер-юнкера ее высочества принцессы Изабеллы" с Еленой Фурман (Фоурмен).

Елене Фурман было в ту пору шестнадцать лет. Белая, румяная, веселая, точно языческая богиня, она была воплощением мечты Рубенса. Художник любуется ею. Счастливый, он и в своих картинах воплощает стихийную силу всепобеждающей любви. Почти все лучшее, написанное Рубенсом в последнее десятилетие, освещено этим чувством. Она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью "Шубка". Мы узнаём её черты в "Саду любви", в "Трёх грациях" и в "Суде Париса".

Портрет Елены в свадебном платье.

Рубенс писал "Шубку" для себя. Предполагают, что он сам в своих описях назвал ее "Шубка" и завещал своей жене (без права продажи). После его смерти Елена Фурман хотела уничтожить эту работу и многие другие, где Рубенс написал ее обнаженной, но кардинал-инфант Фердинанд уговорил её через духовника не делать этого.

А известно про Елену Фурман поразительно мало. Дочь друга Рубенса, торговца коврами Даниеля Фурмана, родила ему пятерых детей, причём самый младший родился уже после смерти Рубенса. После смерти художника Елена Фурман вышла замуж за Яна Баптиста ван Брукховена, которому родила сына Яна.

Даниель Фурман сам был знатоком и ценителем предметов искусства. Скорее всего он был компаньоном Рубенса в деле производства ковров и гобеленов.

Рубенс любовался Еленой, начиная с её 12-летия. Всем было ясно, что девчушка превратиться в необыкновенную красавицу.

Друг Рубенса Ян Каспар Гевартс, филолог и юрист, откликнулся на женитьбу художника одой "На брак благородного и прославленного мужа, господина Петра Павла Рубения... вступающего в желанный союз, и многодостойной девицы Елены Фоурмен, наделённой несравненной добродетелью и красотой". Гевартс (знаток античности, он подписался на латинский манер: Геварций) радуется за своего великого современника, который "ныне владеет Еленой... что далеко превзошла древней Елены красу".

Остаётся только догадываться (или фантазировать), что Елена росла и обучалась в обстановке, где поклонялись искусствам и умели "делать деньги". Наверное, она была очень любознательной и прекрасным собеседником. Вряд ли Рубенс женился бы просто на красивой "кукле". Да и в деле производства гобеленов по эскизам Рубенса, скорее всего, была не последним человеком. Ну, это всё догадки и домыслы.

А мы видим постоянное восхищение Еленой со стороны Рубенса. И очень большую любовь.

Нам довелось побывать в Музее изобразительных искусств, в Вене. Там заметили, как интересно кураторы залов Рубенса обыгрывают тему Елены Фурман. Картина "Шубка" видна отовсюду, (из других залов тоже). Сама "Шубка" расположена рядом с автопортретом Рубенса (чтобы не было сомнений, кто и ради чего...). А самое интересное заключается в другом. На противоположной стене расположена картина "Встреча в Нордлингене". И именно с неё смотрит Елена (смотрит, положив щечку на ладошку и лукаво улыбаясь). Смотрит на "Шубку" (то есть на себя) и на тех, кто у этой "Шубки" останавливается. Очень забавно.

Для нас "Шубка" — не изображение аппетитных целлюлитных коленок, а символ любви мужчины к женщине.

Рубенс рисовал ее всегда — задолго до того, как она вошла в его жизнь — идеал пышной белокурой красавицы с красивым разрезом больших блестящих глаз — этот образ всегда присутствовал в произведениях Мастера. Как Пигмалион — он сначала сотворил руками эту модель, а потом она ожила.

Фото и материалы частично мои, частично взяты с просторов Интернета.