Искусство гравировки: второе дыхание

Техника гравирования вручную при помощи резцов-штихелей — редкая, стремительно исчезающая техника. Когда-то она была едва ли не единственным способом нанести на металлическую поверхность изображение или рельеф. Техника эта требовала от мастера искусности и упорства, подготовка инструментов для выполнения гравюр и рельефов на металле сама по себе была сложна и кропотлива. Правильно заточенный и отполированный до блеска инструмент оставлял на металле зеркальный след, который отражал лучи света и создавал мерцающее, бликующее множеством искр изображение.

С появлением фрезерных и лазерных станков, технология ручной гравировки начала увядать.

В современном мире технология лазерной гравировки почти полностью вытеснила это древнее искусство. Лазер прост и быстр, выжигая несколько микрон с поверхности металла, он за несколько минут способен нанести на поверхность изображение или надпись. Изображение, нанесенное лазером — это всегда черная шершавая картинка, на которой легко угадываются "пиксели" (лазер "выстреливает" в поверхность металла точечно, и набор выстрелов-точек создает единое изображение), однако скорость и широкие возможности использования сделали эту технику невероятно популярной.

От современных ювелиров порой можно услышать, что техника ручной гравировки металла — наследие каменного века, и современные технологии вполне заменили долгий и кропотливый труд мастера гравера, но так ли это? Бережно хранимое редкими мастерами искусство ручного гравирования по металлу до сих пор живо и приносит дивные по своей красоте плоды. Покинув утилитарную сферу, техника гравирования на металле сохранилась там, где создаются предметы искусства и ценится уникальный почерк мастера.

В наш быстрый и рациональный век уникальность нередко променивается на технологичность, но мастера традиционных техник превращаются в хранителей редкого и таинственного мастерства.

Итальянская компания Buccelatti без малого два с половиной столетия хранит техники нанесения на украшения тончайших узоров и штрихов, которые ловят свет и возвращают его тысячами бликов. Дом Buccelatti создал и бережно хранит технику "живой ткани" — нанесенные на украшение тончайшим резцом штрихи имитируют переплетение нитей ткани настолько натуралистично, что перед зрителем предстает иллюзия шелковых украшений: колец, браслетов, часов и колье. Мастеров дома Buccelatti по праву принято считать виртуозами в искусстве гравирования по металлу. Тонкой гравировкой ювелиры этого дома покрывают свои изделия, под их рукой на поверхности украшений появляется живой искристый рельеф.

На поверхность браслета при помощи тонких резцов нанесена текстура, имитирующая ткань.

Каждая грань на ячейках браслета срезана гравером под углом к центру, чтобы отражать и переотражать падающие на металл лучи света.

Эти часы пример виртуозного исполнения сразу в нескольких техниках: рельефный орнамент, технология нанесения текстуры тончайшими штрихами и традиционная техника нанесения линейного орнамента.

Работу дома Buccellati отличает внимание к самым крошечным деталям.

Технология гравировки находит применение и в менее традиционном искусстве. Киевская мастерская Messer Engraving наносит сложнейшие орнаменты на... детали мотоциклов, создавая таким образом уникальные произведения мотоискусства.

Вот так мастера Messer Engraving описывают свою работу: " Наша работа — превращать куски метала в произведения исскуства, придавая ему характер, подчеркивая индивидуальность. Мы заставляем металл оживать."

Еще один виртуоз резца — мастер из Америки Сэм Альфано, создает тончайшие узоры на ювелирных украшениях, оружии, монетах и даже головках булавок при помощи традиционных ювелирных резцов-штихелей под микроскопом. В его работах традиционные орнаменты и безукоризненная техника.

Гравировка на помолвочном кольце. Ширина некоторых поверхностей не больше полутора миллиметров.

Декор в виде виньеток на монете достоинством в один цент.

Создатели уникального оружия и по сей день предпочитают ручное гравирование машинному. Декоративная вставка на рукояти выполнена Сэмом Альфано.

А это орнамент, выгравированный Сэмом Альфано на булавочных головках.

Технология ручной гравировки в руках настоящего мастера позволяет cоздавать живые дышащие изображения и превращать бытовые предметы в предметы искусства.