Вышивка шелком: китайцы "рулят" уже больше 3 000 лет.

Вышивание- одно из древнейших ремесл в мире. И я думаю, что со мной никто не будет спорить, что в вышивке шелковыми нитями "пальма первенства " у китайцев. Ибо филиграность техники, утонченность, уникальность отображения свето-теней-бликов передается в из поколения в поколение более 3 000 лет!

Самые известные вышивальщицы в Китае работают в провинции Цзяньсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. Каждая из этих провинций имеет собственный стиль вышивки, их называют «четыре китайские школы вышивки».

Самая распространенная школа вышивки- Сучжоу,у нее 2-х тысячелетняя история. Вышивальщицы этих мест знают 40 швов. И из 1 000 видов вышивальных нитей они выполняют рисунки .

Приемы этой школы называют - сюсюй. Сусюй отличается тонкостью работы, сложным рисунком. Особенно удаются изображения кошек и котят, они получаются с искрящимися живыми глазами, вышита каждая шерстинка. Среди образцов Сучжоуской вышивки широко известны двусторонние работы. Двусторонняя вышивка делается на полупрозрачном шелке. Вышивальщицы создают два разных сюжета, каждый на своей стороне. При этом встает задача спрятать узелки ниток. Мастерицы делают это так умело, что обе стороны вышивки выглядят абсолютно одинаковыми.

Другая провинция, или школы китайской вышивки известна тем, что в ней предпочтение отдают тиграм. Так и говорят" В Сучжоу вышивают кошек, а в Хунане – тигров». И часто копируют известные китайские живописные полотна.

Изображение на Хунаньской вышивке выполняется шелковыми нитями по шелку. Более 70 видов укладки стежков делают вышитое изображение настолько объемным и реалистичным, что возникает впечатление, будто перед вами натуральные животные. Вышивальщицы применяют разнообразные стежки и нитки, шелковые или шерстяные. Вышитые изделия славятся не только удивительно искусной работой, но и необычными, специально обработанными нитками.

Их надо сначала сварить в отваре из плодов гледичии и высушить, чтобы они не махрились и не ворсились. Хунаньские мастерицы очень удачно сочетают оттенки серого, черного и белого цветов. Шелковые нити множества оттенков ложатся на полотно, создавая тончайшую текстуру, которая отражает и пропускает свет. Это создает полное ощущение воздушного пространства и игривого блеска на изображении.

Несколько моложе вышивка провинции Гуандун, ей около 1 000 лет. Называется гуандунская вышивка- юесюй () или кантонская вышивка. Отличительные особенности – это богатство красок, геометрическая правильность узоров. Часто вышивают изображения драконов и фениксов.

Сычуаньская вышивка называется шусюй и уже 1 000 лет назад пользовалась большой известностью. В ней используется 100 видов стежков и швов. Обычно вышиваются цветы, пташки, рыбки и насекомые, также вышиваются пейзажи и изображения людей. Самыми известными среди традиционных вышивок шусюй считаются «Великолепный карп» и «Цветок петушиный гребень».

Сычуаньская вышивка примечательна аккуратными стежками, переливчатым блеском ниток и утонченной работой. Мастера применяют две уникальные техники, которые по-китайски называются «чэ» и «нин». Если вышивают сначала центральную часть полотна, например, глаза животного или сердцевину (лепесток) цветка, а затем нитка кладется дальше, устремляясь к краям, то это называется «чэ». Работы в технике «нин» выполняются длинными и короткими стежками, начиная с кромки и продвигаясь к центру вышивки, за счет чего создается эффект рисунка тушью.

На вышитых изделиях Сычуаньской школы чаще всего представлены имеющие символическое значение птицы, цветы и предметы: это может быть пара уточек-мандаринок, символизирующих супружескую любовь, фениксы и древовидные пионы, означающие богатство, сосна и журавль, которые вместе символизируют долголетие.

Конечно, за эту vyjujdtrjdew. историю вышивка менялась, усложнялась, оттачивалось мастерство .Вы только представьте, что каждая мастерица вкладывала нечто свое в развитие вышивки. А в Китае(раньше, сейчас не знаю) каждую девочку обучали искусству вышивки шелком. Теперь можно представить сколько всего вобрало в себя это искусство!

Каждые изображения имели значения для всех китайцев? от простолюдинов до императорского дворца.

• Рыбы (карп) символ успеха;
• Бабочки символ безмятежной радости, счастья;
• Цветы лотоса символ верности;
• Сливы, персики символ плодородия и изобилия;
• Птицы символ свободы и радости.

Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицы семейства Гу в Шанхае. Их работы называют великим чудом света, т.к. когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке - писал в 17 веке Дун Цичан.

Гуандунские вышитые изделия отличаются от произведений других трех китайских школ вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастера сначала вышивают толстыми нитками, шелковыми или хлопчатобумажными, а когда изображение становится выпуклым и достигает определенной высоты, продолжают вышивать, покрывая картину золотыми или серебряными нитками; вышивают и на шелке: на шелковое полотно накладывают взбитую вату и покрывают ее вышитым слоем из серебряных или золотых нитей. Вышивка золотом и серебром делает изделия трехмерными, объемными.

Глядя на безукоризненно выполненные вышивки, ощущается великая одухотворенность мысли, нежность и яркость палитры цветов. В Сучжоу до настоящего времени сохранилась уникальная традиция цветной вышивки. Каждая сторона вышитого мотива имеет свое отдельное изображение. Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку состоят из пяти следующих:
Синий - олицетворение высшего Ян, символ неба;
Белый - олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Красный - символы огня, радости, счастья;
Желтый - символы земли, власти, мечты;
Черный - символ воды, изменяемости, вечности, пространства.

Например, на детских передничках вышивались изображения тигра, или ожерелья с замочком символами силы и долгой жизни; бабочки пожелания счастья; и, даже чиновник на лошади пожелание успешной карьеры.

Со времнем вышивка стала настолько реалистичной, что появилась техника «Реалистичная вышивка» – именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Елены, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией.

В 30-е годы появился стиль «Произвольный стежок»: в работе используются стежки различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоёв шёлковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, «трёхмерности» и реалистичности вышитых картин.

Многие картины китайские вышивальщицы вышивают больше года. Это очень трудоемкий и творческий процесс. Кроме того, ценность этого "ремесла"(поверьте, не поворачивается язык назвать китайскую вышивку ремеслом) в том, что оно вобрало в себя огромный опыт многих и многих поколений вышивальщиц. И сегодня мы любуемся и восхищаемся этими прекрасными произведениями искусства.