История возникновения и формации спортивного стиля

Такой знакомый и понятный всем спортивный стиль, и кто бы мог подумать, что материалы в сети окажутся настолько неполными и разрозненными, литература также оказалась неполной, пришлось всё собирать и систематизировать, труд оказался неожиданно интересным. Спортивный стиль вплетается в полотно истории так неожиданно, так хватко и органично заимствует в себя самые удобные черты униформы разного назначения, что вскоре уже непонятно «где курица, а где яйцо». Предлагаю вместе прогуляться по страницам истории, узнать и освежить в памяти интересные моменты формирования различных подстилей спортивного стиля.

Спортивный стиль, иначе говоря «спортсвер», на самом деле является базовым и объединяет множество стилевых направлений: городской, сафари, джинсовый, натуральный, кэжуал, охотничий, морской, милитари и клубный. Костюмы панков, рокеров, металлистов и прочих экстремистов моды — своего рода побочные дети спортивного стиля.

Каждый индивидуален, у каждого свой образ жизни, а значит, и одежда в стиле casual формируется не из многочисленных требований моды, а из собственных мироощущений, Casual style – это мода без правил, которой можно следовать, даже не имея больших денег.

Итория стиля кэжуал началась в середине прошлого века в старой доброй Англии. Полиция объявляет войну футбольным хулиганам – их «встречают по одежке» и не пускают на стадионы. Типичный вид футбольного фаната: недорогая спортивная одежда (доступная рабочему классу) и следование клубным цветам любимой команды – всё это становится поводом для подозрений.

Чтобы избежать преследований полиции, футбольные хулиганы начинают носить более «цивильную», дорогую дизайнерскую одежду. Конечно, это были не ботинки с узкими носами, а самая простая, удобная и качественная одежда в спортивном стиле: теннисные рубашки Lacoste, спортивная обувь Adidas, бледно-голубые джинсы Levi’s.

70-80 е годы наступает пик популярности британского футбола в Европе. Следуя за своими любимыми командами, болельщики приезжают в Италию, Францию, Германию и буквально опустошают фирменные магазины известных брендов. Считается, что именно в этот период появляются casuals – субкультура футбольных болельщиков, для которой характерно участие в хулиганстве и приверженность к одежде лучших европейских марок (Stone Island, Burberry, Ben Sherman, Fred Perry и др). Как тут не вспомнить девиз модников – тедов: безупречная одежда не гарантирует примерное поведение! Внешний вид британских фанатов стал примером для подражания. Со временем «казуальный стиль» вышел за пределы среды футбольных болельщиков и даже поднялся на подиумы. В наши дни casual одежда присутствует практически во всех коллекциях ведущих модельеров мира.

Современный Urban Casual очень разнообразен и универсален. Молодежный Street Casual пропагандирует все, что удобно и эффектно. Мода улиц постепенно переходит в офисы и даже на элитные вечеринки. Появляются такие понятия как Business casual, Smart casual. Дизайнеры предлагают прекрасно сбалансированные сочетания стиля Casual и элегантности. Благодаря этому, можно одеться практически для любого случая. Он просто незаменим в повседневной жизни. Наверняка, мысленно окинув взглядом свой гардероб, вы будете очень удивлены тому, что не просто одеваетесь, а одеваетесь в стиле Casual.

Морской стиль существует более150 лет. Прообразом одежды морского стиля была практичная и элегантная одежда морских капитанов и простая, грубоватая, но очень комфортная одежда матросов.

Многие историки считают, что ещё в середине 19 столетия была затронута тема морского стиля Королевской семьей. В истории известен случай, что 1846 г. Королева Виктория поручила носить форменный морской костюм на Королевской Яхте своему сыну, Альберту-Эдварду — Принцу Уэльскому.

Вскоре морской стиль вошел в жизнь многих богатых английских семей, наряды на морскую тематику появились во многих элитных магазинах Великобритании и распространились за её пределами. Потихоньку проникнув в Европу, морской стиль одежды стал появляться в рекламе, на сцене, на телевидение, на подиуме, на обложках глянцевых журналов.

Родоначальниками морского стиля считаются многие великие и популярные дизайнеры, такие, как: Мартин Маргила, Вивьен Вествуд, Коко Шанель, Жан-Поль Готье, Кензо стали создавать свои коллекции в морском стиле.

Морской стиль необычайно живуч. Во времена НЭПа в «матросках» с удовольствием щеголяли молодые дамы. Очередные «волны» морского стиля накатывались на нас в 1970-е годы и в начале 1990-х. Оставаясь самим собой, этот стиль бесконечно менялся вместе с модой (матросский воротник порой увеличивался чуть ли не до размеров пелерины). Вечное сочетание, придуманное самой природой, волны и пены - синего и белого — всегда модно и свежо!

История джинсов началась в 1853 году, когда эмигрант из Баварии Леви Страусс, владелец небольшой мануфактуры по пошиву рабочей одежды, сшил комбинезон из грубой палаточной ткани коричневого цвета. Ткань поставлялась из итальянского города Генуя (Genes). Тюки с тканью были проштампованы словом «Genes». Американцы, читали это слово на свой манер — «Jeans» («Джинсы»).

С того времени началась эволюция джинсов. В 1861 год. Первоначальный, коричневый, цвет джинсов сменяется на синий — старые запасы палаточной ткани подошли к концу. Ее заменила синяя саржа из французского города Нима (de Nimes). Отсюда название ткани — «Деним». 1870 год. Карманы джинсов обретают заклепки по краям (первоначально это были заклепки от конской сбруи), чтобы сохранить прочность под тяжестью добытых золотоискателями самородков. 1873 год. Идея с заклепками настолько понравилась потребителям, что было решено снабжать заклепками все производимые джинсы. Именно этот год считается годом появления «Оригинальных проклепанных джинсов LEVI'S».

Целое столетие джинсы были рабочей одеждой — одеждой шахтеров, искателей золота и ковбоев-фермеров. И только последние 50 лет джинсы стали символом демократизации моды. Вопрос о том, принимать или не принимать джинсы, некогда так скандально волновавший общество, решен окончательно и бесповоротно. Джинсы стали «вечной вещью». Их ценят за прочность, удобство, демократизм...

Джинсовый стиль практически никогда не терял своей популярности, изменяясь лишь в деталях, по цвету и форме. Вот только не следует забывать о том, что для ношения на службу джинсовый костюм не годится. Если, конечно, вы не работаете преподавателем верховой езды.

Приблизительно в 1890 году слово "сафари" вошло в английский язык из суахили, главного языка Африки, в переводе звучит как «путешествие». В те времена Британия была всерьез увлечена империалистической экспансией и собирала под свой флаг колонии по всему миру. Климат в колониях, как правило, был весьма далек от умеренного климата Англии, что приводило к постепенной модернизации как стиля жизни, так и костюма колонизаторов. В Африке, где природа была особенно хороша, внимание английских офицеров и джентльменов привлекли экзотические животные, шкуры которых отлично размещались дома у традиционных каминов. Охота на них стала украшением досуга в перерывах между битвами и завоеваниями. Слово чужого языка - "сафари" - наиболее емко описывало этот увлекательный процесс, полный опасных неожиданностей.

Визитная карточка стиля сафари safari jacket, эта куртка обычно имела погоны подобно военной форме, а также четыре (а то и больше) накладных кармана. Обычно подпоясывалась поясом или ремнем, на который можно было навесить фляжку для воды или нож и была дополнена удобными шортами, гольфами до колен и ботинками из прочной кожи. Голову обязательно венчал головной убор: либо шляпа из хлопка с маленькими полями, либо настоящий колониальный шлем из пробки.

Надо отметить, что с момента появления стиль сафари состоял в родстве с гораздо более древним стилем милитари. Как раз в разгар англо-бурских войн, то ли между первой и второй их сериями, то ли между третьей и четвертой, британское командование пришло к выводу, что национальная военная форма плохо выполняет некоторые функции костюма для войны. А именно - не маскирует солдата. В XIX веке солдаты любой армии Европы шли в бой в неудобной, но красивой униформе, яркой, как сценические костюмы современных поп-звезд. Так вот, англичане наконец дерзнули сломать традиции и ввели форму цвета хаки. Мода прижилась: во время Первой мировой никто уже не шел в атаку в алом мундире с золотыми пуговицами. Хаки уровнял солдат всех армий и надолго стал классическим цветом для военной формы.

Сафари-стиль, который до этого обращался лишь к холодным оттенкам хлопка - от белого до бежевого, тут же позаимствовал новый практичный цвет. Современные модельеры (а не охотники, заметьте!) считают типичными для стиля сафари белый, песочный, хаки и шоколадный, а также некоторые их оттенки.

По многим параметрам стиль «сафари» очень близок к так называемому «колониальному» стилю. По существу колониальный стиль отличается от стиля сафари преобладанием в нем белого цвета, более свободным покроем и использованием тонких традиционных тканей.

Довольно долгое время одежда в стиле сафари использовалась малочисленной группой охотников и натуралистов по прямому назначению, то есть оставалась своего рода спецодеждой. Явление стиля сафари широкой публике произошло в 1960-е годы, когда хиппи, "дети цветов", среди прочих странных стилей одежды вывели в свет и его. Неизвестно, чем этот стиль приглянулся хиппи: возможно, количеством карманов и немаркой окраской, что всегда удобно любому страннику, а хиппи действительно бродяжничали часто и подолгу.

Постепенно стиль сафари трансформировался в романтичные и элегантные наряды свободного покроя. Которые утонченные женщины использовали для отдыха и путешествий. Сейчас это очень элегантная и комфортная одежда, появилось так называемое «городское сафари».

Стиль "милитари" появился и громко заявил о себе после окончания первой мировой войны. Это было вызвано рядом причин: разрушенной структурой производства гражданской одежды и, напротив, отлаженной военной; желанием военных подчеркнуть свой статус победителя и культом новой мужской красоты у подрастающего поколения; ущербностью и устарелостью разработок довоенной моды в сравнении с потрясающими эргономическими характеристиками солдатской формы.

Тогда в крое женских жакетов можно было угадать влияние офицерской формы. Женский костюм этого времени заимствует детали военного. Женщины начинают бороться за права на ношение мужского костюма. В России женская, детская одежда просто перешивались из мужской - шинели превращались в пальто, а гимнастерки и кители становились пиджаками и сорочками. Скорее это вынужденная мера, чем дань моде. Но как бы то ни было, весь мир вторил военной форме Первой Мировой войны. Но в скорости военный стиль вышел за рамки ношения непосредственно военной формы, появились новые формации милитари.

Первое направления внутри стиля пошло по принципу использования строгого фасона формы высших военных чинов. Разрабатывались целые серии мужских и женских френчей, костюмов и плащей. Наиболее мощно этот стиль развернулся в восьмидесятые, но и в настоящее время эта разновидность милитари очень популярна на подиуме. High-милитари - это чистый фетиш военной формы, а не ее точное воспроизведение. Накладные карманы, мелкие пуговицы, отложной воротник или стойка, широкие пояса-патронташи, накладные плечи, одноцветные темные галстуки, орденские ленты, украшения-ордена, широкие ремни с пряжкой - все это передает дух военной формы. Но сегодня в моде униформа не агрессивная, а женственная, а потому шьются брюки-карго и платья-милитари из мягкого атласа.

В России этот стиль совсем не популярен. Стилизованные военные изыски в бутиках стоят очень дорого, а выглядят для обывателя так же, как военная форма из военторга, где стоит она на несколько порядков меньше. А то, что сшита она не из акрила или полиамида, а из хлопка, для нашего человека является скорее достоинством, чем недостатком. Поэтому у нас более популярен другой тип милитари, в основе которого лежит комфортабельность военной одежды.

Молодежное милитари
, именно так называется это течение, получило массовое распространение в 60-х годах, как реакция на войну во Вьетнаме. Центром всеобщей мобилизации само собой стала Америка. Военная форма стала одеждой выступающих против войны и признаком принадлежности к движению хиппи. Ношение военной формы штатскими как бы говорило о том, что любой из них завтра может оказаться заброшенным на поле военных действий. Форма носилось нарочито небрежно, ремень максимально ослаблялся, брюки максимально опускались до линии бедер.

Одежда оказалась настолько удобной, что пережила само движения на несколько десятилетий и вновь вернулась в актуальную молодежную моду вместе с джинсами клеш.

Быть в милитари, значит быть раскованным, мобильным и коммуникабельным. Милитари в молодежной моде является компонентальным стилем, то есть он с легкостью сочетается с любыми другими модными течениями. Все элементы молодежного милитари невозможно объединить по какому-то формальному признаку, в то же время, в основе дизайна всегда лежит удобство кроя и прочность материала.

Третье и последнее глобальное течение в стиле милитари - это "формалистическое милитари", или "камуфляжный стиль".

Основная идея: противопоставление элегантных форм и грубых, сухих расцветок. Это направление возникла в конце 80-х, когда дизайнеры предложили раскрасить привычные предметы (сумки, купальники, сапоги и даже мебель) в камуфляж. В одежде он часто сочетается как с молодежным милитари на улице, так и с high-милитари на подиуме.

С годами отношение к стилю милитари, как разновидности уличного стиля, меняется в своей сути: вместо того, чтобы копировать форму военной одежды или разукрашивать одежду камуфляжными красками, модельеры активно использую силуэты, аксессуары и прочие атрибуты, которые тонко без прямолинейного использования создают тот самый дух военного времени в русле современного такого популярного уличного стиля.

«Спорт глэм»отличается особым шиком. Босоножки-шпильки и спортивные стретч-брюки уже никого не удивляют на улицах города. Успешно воплощает этот стиль Маша Цигаль.

Хип-хоповский (мешковатый, уличный) стиль одежды зародился в конце 60-х годов в негритянских гетто Нью-Йорка. Тогда жившие довольно бедно чёрные подростки часто носили одежду своих отцов и старших братьев, которая была им велика размеров на 5-6. Постепенно ребята в огромных рубашках и сползающих на землю джинсах стали пользоваться в своей среде уважением, так как наличие такой одежды говорило о том, что у парнишки есть отец или старший брат, и если его обидеть, то за него есть кому заступиться.

В начале 80-х годов хип-хоп культура проникла из США в Европу где зародился стиль "baggyboys" ("baggy" - широкие штаны, "boy" - паренёк) кратко "baggyers" (бэггеры).

Примерно в то же время начинает активно развиваться спортивный стиль одежды. Если до этого спортивная одежда (выпускаемая такими фирмами как Adidas, Puma и Nike) использовалась только для занятий спортом, то в начале 80-х были сделаны первые попытки создать так называемый полуспортивный стиль одежды для повседневного ношения, удобный и вместе с тем элегантный. В результате этого получился так хорошо известный ныне всем стиль бэггер-прикидов или "wide-urban". Отныне небрежно сползающие на землю мешковатые штанишки и длинные до колен супер-просторные кенгурушки перестали быть символом грязной наркотической рэп-культуры, и их основными критериями стали удобство и привлекательность. Благодаря этому в конце 80-х появились новые фирмы (Reebok, Sprandi, FuBu и др.), которые смогли создать свои мегапопулярные спортивные коллекции.

«R&B» («Rhytm’n’Blues» — «Ритм энд Блюз») — новомодное течение, которое зарождалось как музыкального направление, а сегодня считается, чуть ли, не обособленным стилем жизни.

R’n’b стиль – это тоже разновидность спортивного стиля и хип-хоп—еще один спортивный гламур. Основной принцип – удобство и роскошь, возможность шикануть там, где от вас этого меньше всего ожидают. Это особый стиль который, соответственно выдвигает свои требования – красивое, стройное, подтянутое, загорелое тело, минимализм в одежде: у девушек — открытые, сексуальные и вызывающие наряды, у парней — хулиганский, отвязный стиль. На вечеринках в стиле R&B царит особая атмосфера, окутанная гламуром, шиком и пафосом. .

Спортивный стиль, как и другие, не стоит на месте, он развивается, изменяется и далеко уходит от простого копирования одежды профессиональных спортсменов и профодежды. Импровизированные вещи для различных видов спорта затерялись в далеком прошлом. Отныне спортивная мода оказывает постоянное влияние на повседневную одежду и является важным источником вдохновения для модельеров.