Бумага делается из коры шелковицы. Процесс это длинный, связан с варкой сырья в щелочи, поэтому, прежде, чем повторить, хорошо подумать нужно).
Кору я замочил две недели назад в растворе кальцинированной соды (применяется в бытовых целях для умягчения жесткой воды). Не знаю, насколько это коре помогло, варить потом ее все равно пришлось. Но, обо всем по порядку.
Когда я выволок замоченную кору на свет Божий, сразу обрадовался – верхние плети разлезлись, и были в очень даже нужной кондиции. Но, оказалось, что это она просто немного забродила, а вся масса коры осталась плотной и не пригодной к дальнейшей переработке. Пришлось варить.
Варил я снова таки в кальцинированной соде. Часа 2-2,5, на глазок определяя готовность – разлазится плеть в руках без усилий – готово. Ну, а остальные 1,5 часа варки – для пущей уверенности).
Вареную кору процедил (жидкость потом еще использовал, но об этом позже).
Промыл. Промывал не проточной водой. Из бочки. И вообще, в процессе работы мусора в коре добавилось – трудно было за всем уследить. То пепел, то трава, то земли кусок попадали в варево. Так вот промывал до точки «без запаха» - когда кора и вода не пахли химикатами. И потом еще разок контрольно.
Потом кору нужно было измельчить. Киянкой (деревянным молотком) на деревянной же поверхности. Сын с удовольствием участвовал в начале всех процессов. Правда, надолго его не хватало)).
Вот в таком виде кора после измельчения. Дальше – литье.
Тазик с водой.
В тазик – пульпу и регулятор вязкости (именно с таким интересным оттенком, о регуляторе далее).
Вилкой перемешивается пульпа до исчезновения комочков. Все.
И отливается лист.
Укладывается на две палки (чтобы вода стекла).
Покрывается тряпочкой.
Переносится в стопу.
Убирается съемная сетка (черная). Лист готов.
Стопа листов (в нашем случае это было 5 листов) – под пресс.
Дальше – сушка. На плоскости. Листы прикатываются валиком.
В начале сушки.
В конце сушки. Это на цвет бумаги так дивно подействовал регулятор вязкости. И при сушки листы немного покоробились.
В этот раз в качестве регулятора вязкости я взял кору вяза. Какого именно? А вот такого:
Ободрал кору,
отварил ее, и залил в тазик с водой и пульпой. А в итоге, когда мы закончили, вода в тазике заимела розовато-сиреневый потрясающий оттенок:
Ну и бумага получилась интересного оттенка.
В целом, я доволен.
Кору я замочил две недели назад в растворе кальцинированной соды (применяется в бытовых целях для умягчения жесткой воды). Не знаю, насколько это коре помогло, варить потом ее все равно пришлось. Но, обо всем по порядку.
Когда я выволок замоченную кору на свет Божий, сразу обрадовался – верхние плети разлезлись, и были в очень даже нужной кондиции. Но, оказалось, что это она просто немного забродила, а вся масса коры осталась плотной и не пригодной к дальнейшей переработке. Пришлось варить.
Варил я снова таки в кальцинированной соде. Часа 2-2,5, на глазок определяя готовность – разлазится плеть в руках без усилий – готово. Ну, а остальные 1,5 часа варки – для пущей уверенности).
Вареную кору процедил (жидкость потом еще использовал, но об этом позже).
Промыл. Промывал не проточной водой. Из бочки. И вообще, в процессе работы мусора в коре добавилось – трудно было за всем уследить. То пепел, то трава, то земли кусок попадали в варево. Так вот промывал до точки «без запаха» - когда кора и вода не пахли химикатами. И потом еще разок контрольно.
Потом кору нужно было измельчить. Киянкой (деревянным молотком) на деревянной же поверхности. Сын с удовольствием участвовал в начале всех процессов. Правда, надолго его не хватало)).
Вот в таком виде кора после измельчения. Дальше – литье.
Тазик с водой.
В тазик – пульпу и регулятор вязкости (именно с таким интересным оттенком, о регуляторе далее).
Вилкой перемешивается пульпа до исчезновения комочков. Все.
И отливается лист.
Укладывается на две палки (чтобы вода стекла).
Покрывается тряпочкой.
Переносится в стопу.
Убирается съемная сетка (черная). Лист готов.
Стопа листов (в нашем случае это было 5 листов) – под пресс.
Дальше – сушка. На плоскости. Листы прикатываются валиком.
В начале сушки.
В конце сушки. Это на цвет бумаги так дивно подействовал регулятор вязкости. И при сушки листы немного покоробились.
В этот раз в качестве регулятора вязкости я взял кору вяза. Какого именно? А вот такого:
Ободрал кору,
отварил ее, и залил в тазик с водой и пульпой. А в итоге, когда мы закончили, вода в тазике заимела розовато-сиреневый потрясающий оттенок:
Ну и бумага получилась интересного оттенка.
В целом, я доволен.
Мастер-классы по теме