Основные принципы пошива и правила ношения исторической рубахи

Изготавливая рубахи, часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда заказчик совершенно не представляет, как должна выглядеть одежда, сшитая по принципам исторического кроя. У современных людей, интересующихся традицией, образ средневековой славянской рубахи формируется, в лучшем случае, на основе знаний об этнографической одежде XIX — нач.XX вв., в худшем — на основе современных средств массовой информации. Со своей стороны, мастера, занимающиеся пошивом исторического костюма, часто не озвучивают заказчику спорные моменты просто потому, что для них отличия средневековой одежды от современной настолько очевидны, что они просто не догадываются, как вообще можно не видеть разницы. Поэтому цель данной заметки — указать на основные расхождения во взглядах на средневековую одежду и прояснить некоторые вопросы для того, чтобы ни мастера, ни заказчики не чувствовали себя неловко в процессе общего дела возрождения традиции.
Наша мастерская занимается пошивом средневековой одежды — славяне/русь до XIV века. Соответственно, говорить буду только о рубахах данного народа и периода. Большинство моих работ можно назвать частичной реконструкцией, потому что сделаны они из современных материалов с применением технологий, характерных для современности (способ тканья и крашения, машинный пошив и др.). Однако все мои рубахи сшиты по историческим выкройкам, реконструированным учёными на основе образцов, найденных в погребениях. Надевая такую рубаху, заказчик может быть уверен, что образ средневековой одежды сохранён, и что именно рубахи такого типа носили наши далёкие предки славяне.
Так почему же люди, получив готовую работу, часто разочарованно говорят о том, что они «не так себе это представляли»? Давайте разберёмся.
1. В отличие от современной одежды, историческая рубаха шилась свободной.
Именно так: не прилегала к телу, как футболка, и даже не была похожей на мужскую сорочку, которую легко заправить в брюки, а была очень свободной. Для средних веков крой по фигуре был не характерен: одежда шилась без вытачек, раскраивалась преимущественно по прямым линиям, а силуэт формировался за счёт использования различных вставок (боковые клинья, ластовицы), складок и сборок. Сшитую таким образом одежду не требовалось перешивать, если человек немного полнел или худел, также её можно было носить разным членам семьи: рубаха могла переходить от старшего брата к младшему или от отца к сыну. Нельзя забывать и о том, что наши далёкие предки не имели такого богатого и разнообразного гардероба, как мы сейчас. У взрослых мужчин часто было всего две (!) рубахи — рабочая и праздничная, когда одна из них изнашивалась, её заменяли новой.
2. Историческая рубаха всегда носится навыпуск и подпоясывается.
Славяне и русичи никогда не заправляли верхнюю рубаху в штаны. Об этом обязательно следует помнить, если вы хотите сделать традиционную рубаху частью вашего повседневного образа: в джинсы она НЕ заправляется. Кожаный, тканый пояс или кушак надевается поверх рубахи даже в том случае, если у штанов есть собственный пояс. Мужчине неприлично появляться на людях распоясанным. Об этом тоже следует помнить, когда выходите в традиционной рубахе из дома. В старину считалось, что человек, лишённый пояса, обесчещен, опозорен или принадлежит к миру нечистой силы. У заключённых в тюрьму и идущих на казнь поясов не было.
3. В средние века на одежде не было карманов.
Этого тоже нельзя забывать, когда мы говорим, что рубаха шилась свободной и не носилась без пояса. Мелочи, которые необходимо было таскать с собой (ложка, обереги, гребень, предметы профессиональной направленности — ножницы для портного, стило для писаря и др.) часто просто привешивались на пояс. Предметы большего размера (например, краюху хлеба) можно было положить за пазуху, тогда карманом служил напуск рубахи, образуемый при подпоясывании. Из этого вытекает ещё одно правило:
4. Славянская рубаха шилась длинной — до середины бедра или до колен.
Во-первых, потому, что часть длины забиралась напуском под пояс, и во время ношения рубаха становилась заметно короче. Во-вторых, длинная верхняя рубаха хорошо скрывала большую ластовицу на штанах (мотню), это добавляло мужскому образу эстетики и стройности. В современных условиях, если вы не планируете носить рубаху только в составе исторического комплекта на соответствующих мероприятиях (фестивалях, обрядах и праздниках, посвящённых славянской традиции), нет надобности шить рубаху такой длинной. Можно сделать короче, чтобы в повседневной жизни было удобнее. Но всё равно мерка «длина рубахи» снимается от плеча до середины бедра: после того, как вы подпояшетесь, нижний край рубахи окажется на верхней линии бёдер.
5. Вытачек на исторической рубахе не было.
Этот момент тоже достаточно очевиден для мастеров, занимающихся пошивом исторического костюма. Однако мне приходилось видеть случаи, когда заказчик отдавал ткань для пошива традиционной рубахи маме, бабушке или настоящей портнихе из ателье, получал готовую одежду с вытачками, а потом удивлялся, почему над ним смеются на фестивалях? Чтобы избежать подобных неприятных моментов, следует помнить, что современным швеям не каждый день заказывают исторические рубахи, следовательно, по умолчанию они сошьют вам то, что мы носим в повседневной жизни — одежду, внешне похожую на историческую, но совершенно непригодную для использования в составе исторического комплекта костюма. Поэтому, прежде чем нести ткань в ателье, поищите в интернете выкройку исторической одежды, почитайте форумы реконструкторов проконсультируйтесь у мастеров. И только тогда, когда сами будете чётко представлять, что вы хотите увидеть в результате, распечатайте понравившуюся выкройку или схему и смело идите за помощью к современной швее.
6. В случае, если вам нужна не историческая рубаха, а стилизованная — создающая образ традиционной одежды, но сшитая по современным выкройкам, − не нужно обращаться за помощью к мастерам исторического костюма. Сразу идите к современной портнихе или покупайте сувенирную рубаху в магазине. Дело в том, что вы с мастером просто не поймёте друг друга: сувенирная рубаха отличается от исторической очень сильно, даже несмотря на внешнее сходство образа. Выбор ткани, раскрой, пошив, особенности отделки — всё это строится на совершенно разных принципах, а игнорирование этой разницы или незнание о её существовании зачастую порождает конфликт между мастером и заказчиком.
В заключение хочу добавить, что все мы — и мастера, и заказчики — делаем одно важное общее дело: сохраняем в современном обществе интерес к традиционной славянской культуре. Своим примером мы способны заинтересовать и вдохновить тех, кто рядом. Любая информация, расширяющая кругозор, может оказаться полезной и своевременной. Потому я желаю нам всем не терять интереса к традициям и культуре нашего народа, постоянно совершенствоваться в мастерстве пошива и ношения исторической одежды. И удачного, плодотворного сотрудничества!
© Людмила Гайдукова, ТГ «Стружок»

______________________

На фото: мы с мужем читаем лекцию по исторической одежде для старшеклассников г. Тулы