Образ русалки в мировой живописи

Готовя предыдущую публикацию, я поняла, что русалка относится к числу наиболее популярных образов русской и европейской демонологии, представленных в отечественной литературе и искусстве.

Г. Дрейпер

Беклин «Штиль»

А сам образ русалки уже на протяжении нескольких веков будит фантазию многих художников. О них писали В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, А.Н. Толстой, Н.Гумилев, В.В. Набоков, Гейне, Теннисон, Г.Х.Андерсон и многие другие. Русалкам в музыке посвящены «Песня Русалки» Гайдна, симфоническая поэма «Водяной» и опера «Русалка» Дворжака, незаконченная опера «Лорелея» и увертюра «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, опера «Садко» Римского-Корсакова. Русалки появляются в опере Генделя «Ринальдо» и в «Кольце Нибелунгов» Вагнера.

Беклин «Дух пены»

Время, мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль и художественные задачи делали образ русалки сугубо личностным для каждого автора.

Ф.Заска

Так, западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские же больше сходны с древнегреческими нимфами. Интересно, что в англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

М.Шагал

Русалку обычно изображают в виде обнаженной девушки с рыбьим хвостом; однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а нередко еще и играет на арфе. Помимо русалок известны также и «русалы» иногда такие же романтичные, иногда вспыльчивые и гневные.

В. Любаров

В. Любаров

В. Любаров

Церковники считали русалку религиозным символом искушения и коварства, и поэтому запрета на ее изображение в искусстве и литературе никогда не существовало. Ее ликами украшали соборы, корабли, дома, гербы, оружие и предметы быта.

Г. Дрейпер «Морской ребенок»

Г. Дрейпер «Одиссей и серены»

Г. Дрейпер «Морская мелодия»

Уоттерхауз

Уоттерхауз

Уоттерхауз

А вот в России живописное изображение русалки послужило скандалом. Эти события касались важнейшего события в художественной жизни Петербурга начала 1860-х годов — знаменитого бунта 14 выпускников Академии художеств во главе с Крамским, не пожелавших писать на академическую тему и покинувших Академию после отказа ее начальства разрешить писать на вольную тему. «Русалки» И.Н. Крамского появились в 1871 году, «Садко в подводном царстве» И.Е.Репина — в 1875 году, а К.Е. Маковский создал свое полотно «Русалки» уже в 1879 году.

Крамской сделал русалок добропорядочными девами, у Репина они — экзотичные принцессы, а Маковский свил обнаженные тела в чувственный вихрь, взлетающий от воды к наваждению лунного сияния.

Уоттерхауз

Ф. Заска

Ф.Заска

Кстати, с картиной Крамского «Русалки» связана одна очень мистическая история: на первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 году, «Русалки» Крамского оказались рядом с совершенно безобидным пейзажем Саврасова «Грачи прилетели». И что вы думаете? В первую же ночь «Грачи» вдруг ни с того ни с сего свалились со стены! Затем оба полотна купил Третьяков. «Грачей» он повесил в своем кабинете, а «Русалок» в зале.

Ф.Заска

И. Крамской

Но не было им там покоя: по ночам чудилось, что из залы доносится тихое заунывное пение… Прислуга и домочадцы боялись лишний раз туда заходить, а сам Третьяков, находясь возле картины, почему-то ощущал упадок сил… Позднее и среди посетителей пошла молва, что с полотном «неладно». Говорили даже, что какая-то барышня, которая долго стояла и смотрела на картину, после этого утопилась в Яузе…

Климт

К. Маковский

Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не старая нянька, посоветовавшая Третьякову повесить «Русалок» в дальний угол, так, чтобы на них не падал свет. Тогда, мол, они перестанут «колобродить», пообещала старуха. Так и случилось. Как только русалки попали в тень, вся чертовщина разом прекратилась…

И. Репин «Садко в подводном царстве»

А.Галлен-Каллела

Интересно, что образ русалки пережил расцвет именно в XIX веке, когда наука окончательно разделила фантазии и реальность. А в Англии русалка стала еще и символом империи, правящей морями и добывающей себе богатства в заморских колониях.

Р. Маргитт

Р. Маргитт

Русалка конца XIX — начала XX века — «роковая женщина». Недостижимая соблазнительница, сексуальная и сладострастная, и в то же время, холодная и неуловимая. Ее вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения завлекают в ловушку беспомощных моряков.

А.Вардл «Северная приманка»

Такой ее изображают художники — швейцарец Арнольд Беклин, норвежец Эдвард Мунк, австриец Густав Климт и многие другие.

Обобщенный образ трепетной «роковой женщины» отразился и в символичной картине Климта «Русалки». На полотне художник не пытается отобразить точный образ сказочной девушки с хвостом, Климт акцентирует внимание на характере обворожительной русалки, которая с легкостью заманит одинокого путника и утащит его на дно.

А.Фонтен-Латур

Но позднее, в XX веке, на работах Рене Маргитта и Поля Дельво ее образ приобретает несколько комический оттенок.

В интерпретации современных психологов она является символом смешения сексуального влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже зная, что это означает самоуничтожение.

А.Беклин

В.Котарбинский

В.Низовцев

Вероятно, поэтому интерес к русалкам не угасает и сегодня: этот образ до сих пор широко используется в литературе, живописи, графике, различных видах современного искусства, становится символом, красуется на эмблемах, упрощается до знака.

Дж. Кольер «Земной младенец»

Г. Пул

И.Косьмин

Ф.Лейтон

Ч.Э. Бутибон

Ф. Моллер

Э.М. Хейл «Сирены»

Э. Пойнтнер

Э. Морган

К.Эквалл

А. Беклин

У. Брекспер

Г. Каффери

Б.Фрауд

Э.Бауманн