Мастер-класс по солевому мылу с нуля, холодный способ

Я достаточно долго зрел для того, чтобы начать варить солевое мыло. Это казалось мне достаточно заморочным, как вообще соль вмешивать, а вдруг оно застынет в кастрюле и всё такое. Но по факту это оказалось не таким уж сложным, если всё делать по технологии и в темпе вальса ;)
Итак, я варю солевое мыло с нуля холодным способом. Есть народ, который варит горячим и добавляет 15-25% соли от веса масел, у меня соотношение соль:масла идёт 1:1. Это накладывает некоторые ограничения, например, моё мыло невозможно резать, пережир (масла обогащения) добавляется сразу, и действовать надо быстро. Общая же проблема солевого мыла состоит в том, что соль мешает пенообразованию, и соответственно мыло с солью мылится в разы хуже обычного мыла. Поэтому солевое мыло варится преимущественно на масле кокоса с обязательным добавлением масел касторового и бабассу. Почему именно так - кокосовое и бабассу масла дают хорошее пенообразование, а касторовое масло является пеноподдерживающим. Я добавляю ещё масла ши/какао/оливковое для лучших ухаживающих свойств мыла.
Мыло считается по калькулятору http://forum.academy-miracles.ru/index.php?act=module&module=calc с соотношением 85% кокоса, по 5% касторки и бабассу, остальное мелкие добавки. Пережир берётся сразу 10%, процент воды к маслу - 33. Я считаю на 1 кг масел, мне больше не промешать, соответственно беру 1 кг соли.
На самом деле процесс начинается со смешивания эфирной композиции, которая должна отстояться :) Потом уже всё остальное.
Итак, состав мыла посчитан и записан, эфирные масла стоят и ждут своего часа. Отмериваем 1 кг соли, я беру крупную Илецкую соль, хорошо шла соль "4life", никогда не советую использовать соль "экстра", она легко растворяется, но потом у покупателей облезает шкура.
В соль добавляем всё, что мы хотим видеть в мыле - перемолотые травы, глину, краситель. В соль же добавляем смесь эфирных масел. Получается вот такая миска

Важно: все комочки в соли должны быть разбиты и размолоты.
Миска с солью отставляется в сторону на некоторое время, а мы переходим к маслам, количество которых уже посчитано и записано.
Вот все компоненты, из которых будет сварено мыло:

Твёрдые масла, жидкие масла, вода, щелочь, молочная кислота, соль, цветы вереска, под фольгой эфирная композиция.
Твёрдые масла ставим на плиту растапливаться и разводим щелочь.
Важно: щелочь разводим только с холодной водой, пользуемся при этом средствами защиты и выставляем всех с рабочего места. Если у вас есть вытяжка, то включите вытяжку. Очень советую перед началом процесса выпить немного молока, по факту мыловарение с нуля - это вредное производство. При растворении щелочи в воде раствор нагревается и образуются щелочные пары. Это вредно и для лёгких, и для глаз. Используйте средства защиты, они действительно помогают.
В раствор щелочи при желании добавляем молочную кислоту, образующиеся лактаты улучшают пользовательские свойства мыла и его внешний вид.
Тем временем твёрдые масла расплавились

Добавляем к ним жидкие масла

Перемешиваем. Очень желательно, чтобы температура масел и раствора щелочи были одинаковы и составляли 50-80 градусов Цельсия. Тогда реакция омыления пройдёт лучше.
В масла добавляем щелочь

Вообще удобнее пользоваться профессиональной химической посудой, а не кухонными принадлежностями. Тем более, что химическая посуда долговечна и стоит недорого.
Чтобы щелочь омылила всю массу масел, перемешиваем её погружным блендером

Погружной блендер хорош тем, что он не брызгается, быть обрызганным горячей массой с щелочной реакцией - удовольствие значительно ниже среднего. Если же эта неприятность всё-таки с вами произошла, быстро смывайте с себя массу большим количеством холодной воды. При попадании массы в глаза быстро промывайте глаза большим количеством холодной воды и идите в "травму".
Масса перемешивается блендером до вхождения в гель, это происходит довольно быстро, и тут надо быть внимательным. Дело в том, что мыльная масса при добавлении соли очень быстро твердеет. Действительно быстро. Поэтому надо ловить лёгкий гель, останавливать перемешивание и сыпать соль.
Лёгкий гель выглядит примерно вот так

Всыпать всю соль за один раз не рекомендую, трудно перемешивать, я обычно всыпаю в два приёма. И быстро перемешиваю. Принцип тот же - никаких комочков.
Первая порция соли

Перемешиваем

И перемешиваем

Вторая порция соли

Правильно, перемешиваем дальше

Когда вся соль вмешана в мыльную массу, получается весьма интересная субстанция. И эту субстанцию надо быстро разложить по формам, потому что, напоминаю, она склонна быстро затвердеть.
Раскладываем мыльно-солевую массу в формы, я использую силиконовые, они очень удобны

Получается вот такие, гм... пирожные

Мыло в формах я ставлю в духовку, разогретую до 50-70 градусов Цельсия. В смысле, духовка разогревается и выключается, а мыло там стоит. Его можно накрыть сверху полотенцем. Можно ещё раз-два подогревать духовку, но не более 70 градусов, чтобы мыло не начало кипеть и убегать.
Когда духовка и мыло остыли, я выкладываю мыло сохнуть на решётку

Решётки мы заказывали специально под мыло, ни для чего другого они не используются. Потом около недели мыло вылёживается на решётке, в результате получаются вот такие камушки

Эти камушки с момента изготовления до начала использования должны вызреть 6 недель, столько времени проходит реакция омыления. Потом ими можно мыться :)
Всем спасибо :)
Отдельное спасибо tigra за фото