Украинская народная кукла

Сейчас в интернете можно найти невероятное количество информации по народной кукле. Насколько она достоверная — это второй вопрос. Но что интересно — практически вся эта информация касается русской народной куклы. А по украинской кукле найти что-либо весьма и весьма проблемно. За последнее время было издано много книг по русской кукле, а по украинской -—только О.С.Найден в 2007 г издал книгу "Українська традиційна лялька", которая вышла очень маленьким тиражом. Пробовала найти эту книгу в интернете. Ссылок на нее много, а саму книгу не скачаешь. Есть она в библиотеке нашего полтавского пед. университета, но я туда еще не добралась. ЗАТО в этот четверг я встречалась с преподавателем этого университета (кафедра изобразительного искусства) Татьяной Валентиновной Саенко. Она уже много лет изучает и преподает украинскую народную куклу. Ее куклы находятся в нашем краеведческом музее. Спасибо этой удивительной женщине за ее работу (результаты которой она почему-то не публикует ни в каких интернет-ресурсах, а только передает устно своим ученикам). Спасибо ей за то, что уделила мне время и поделилась со мной азами этой науки. Спасибо за предложение встретиться еще.
Вот о том, что я узнала от Татьяны Валентиновны, я с вами и буду делиться.
Начну с того, что "мотанками" назывались куклы из природных материалов: прежде всего — это трава и солома. На такую куклу могла быть намотана и тряпичная одежда. Кукла из ткани — это уже узелковая кукла. А сейчас эти понятия перемешались. Часто тряпичную куклу мы называем "мотанкой". Мне очень понравилось, что Татьяна Валентиновна не видит в этом никакого криминала. "Ну и ничего страшного, — говорит она, — тряпичную куклу мы ведь тоже мотаем". Знаете, меня лично настораживает жесткость, негибкость некоторых "блюстителей чистоты традиций". Татьяна Валентиновна считает, что всякая традиция динамична, пребывает в развитии. А на Украине эти самые традиции часто различны даже в пределах одной области.
Первой куклой ребенка была соска. В ткань заматывался хлебный мякиш. А сама ткань была соткана из конопли. Ребенок получал и питание, и слабую дозу наркотика, что его успокаивало. Это мы сейчас так боимся наркотиков (и не зря — они приобрели очень широкое распространение), а раньше конопля и мак росли в каждом дворе, и детки с ними знакомились с самого рождения. Так вот, после того, как мякиш в соске был высосан полностью, его засушивали и использовали для наполнения головы новой куклы. Наполнителем для головы могли быть те же природные материалы, обрезки тряпочек или тканевая скрутка. Сейчас мы чаще видим в куклах эту скрутку, завязанную вертикально (кольца скрутки получаются сверху и снизу головы). А раньше она могла быть завязана и кольцами вперед.

Характерной особенностью украинской куклы является крест на лице. В нашей Полтавской области крест этот обычно был черным. Но мог быть и многоцветным. Что интересно — крест мог быть не только мотаным, но и вышитым (такой небольшой крест вышивался в центре лица). А могло не быть и никакого креста.
В большинстве своем куклы в Украине были игровыми. Очень нечасто — обрядовыми. Были и обережные куклы, которыми не игрались. Эти куклы были по-больше, до 35-37 см, более тщательно изготовлены; они хранились на видном месте, часто в красном углу. Игровая же кукла была "быстрой". Ее делали чисто символической. А игрались наши пра-пра-(и еще сколько там пра-)бабушки в свадьбу. Это была самая главная игра, как и самое главное событие в жизни каждой девочки.
Но прежде чем говорить о персонажах этой игры, покажу общую схему изготовления этих кукол. Самых-самых простых, можно даже сказать - примитивных; зато всегда доступных, понятных и очень настоящих.
Самой простой куклой была кукла-мужчина. Таких кукол было немного, но они были. Видать, украинские женщины редко испытывали к своим мужчинам чувство уважения. Судя по этой кукле они считали мужчину существом примитивным, а главной его функцией - продолжение рода. Ибо кукла эта напоминает мужской половой орган. Более того - эта кукла не одевалась. Вот так она выглядела:


Немного более сложной куклой была кукла батюшки (ну, какая же без него свадьба?) Куклу-мужчину оборачивали черной тканью, присобранной и завязанной по линии шеи. На макушке к кресту привязывалась косичка.

Ну, а самыми важными в этой игре были, конечно, куклы-женщины.
Делались эти куклы по четкой схеме.
1. Голова. Скрутка или другой наполнитель заматывали тканью и завязывали ниткой по линии шеи.
2. Мотали сорочку. Опять-таки к шее приматывался лоску белой ткани.
3. Плахта или юбка. Их тоже мотали к шее. У плахты концы лоскута расположены спереди и немного расходятся. У юбки ткань мотается внахлест.
4. Фартух. Опять - к шее.
5. Кирсетка (безрукавка). Делается либо из прямоугольного лоскута, либо из треугольного. Мотается к шее, потом завязывается на линии пояса.
Все! Никаких рук (кукол с руками тоже делали, но это уже более сложная техника, а в игре куклу нужно было смастерить быстро).

Куда больше внимания уделялось голове куклы. Впервые увидела вариант, когда косы делаются из нарезанной "лапшой" ткани. Эту ткань прикладывали к голове, а потом мотали крест, который и фиксировал "косы".

Коса могла быть заплетена и из ниток. Тогда она крепилась к нитям креста.

На голове у куклы мог быть венок, платок или намитка. Способов вязания платка и намитки было огромное множество. А венок делался из лоскутков. К нему могли быть привязаны и ленты.

Бусы тоже делались очень просто: шея обматывалась красной нитью — вот вам и бусы.
Теперь про мамок-нянек-нэнек. Это кукла с младенцем (или несколькими младенцами). Ребеночек у украинской куклы делался так же, как и кукла взрослого. Моталась отдельно головка, потом кукла пеленалась. А потом эти детки приматывались к мамке лицом вперед.

Невеста в украинской свадьбе именовалась "Княгиней". Кукла эта делалась яркой. Были на "свадьбе", конечно, подружки, свекровь и теща, да кого там только не было!
Вот, собственно, и все, что я могу рассказать вам на сегодня. Очень надеюсь, что в скором будущем вновь встречусь с Татьяной Валентиновной, узнаю что-то новое, а потом смогу поделиться с вами.