Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли»

Для тематической недели, посвященной Мексике, я решила расписать матрешку-яйцо в виде женщины-уичоли. Меня давно заворожили бисерные узоры племени уичоли. Очень нравятся сочетания цветов (фото орнаментов есть в интернете). А еще мне просто захотелось рассказать-показать свой творческий процесс, который имеет некоторые своеобразия.

И так, я взяла следующие материалы:

1. Заготовку-яйцо, липовую. У меня высотой 10 см.

2. Шило (на него наколем яйцо).

3. Краски разные. Я взяла акрил (не очень люблю акрил, но в таких узорах его желеподобная консистенция не дает краске растекаться, и краска тянется за кисточкой), темперу, гуашь, акварель. Ориентировалась на наличие нужных оттенков. Для ярких узоров лучше брать готовые сложные оттенки (фиолетовый, оранжевый, бирюзовый), а не смешивать. Готовые краски ярче, смешивание же даст невнятную муляку.

4. Грунт акриловый белый.

5. Лупа с креплением на столе (узор мелкий, а под лупой его рисовать легко).

6. Транспортир, гнущаяся школьная линейка, сантиметр, карандаш, ластик, циркуль.

7. Кисточки. Я люблю синтетические. Размеры 00, 1. И побольше размером — для лакировки.

8. Алкидно-уретановый лак «Кири» (Тиккурила).

9. Аэрозольный лак Marabu Klarlack.

10. Наждачка нулевка и отрезанная полосочка резинового медицинского жгута.

11. Румяна (сухие без блеска для тонировки щечек).

12. Зубоврачебный инструмент (Не нашла ничего лучше для тычков :) На косыночке будут).

Яйцо шкурим, накалываем на шило, берем карандаш и отрезанную полосочку жгута. Вот для чего жгут. Яйцо — самая сложная для росписи форма, поэтому ориентиры я нарисовала карандашом с помощью жгута. Можно взять и бельевую резинку. Вот так обвела карандашом полосочку, получился меридиан. И таких можно сделать сколько нужно. Горизонтальную линию провела с помощью сантиметра.

Потом я применила циркуль и гибкую линейку, и нарисовала личико. Я люблю пользоваться линейками, не доверяю глазомеру. Лучше перепроверить. С опытом легко будете на глаз определять полмиллиметра. Но я перестраховываюсь и перепроверяюсь.

Личико теперь надо повернуть в зеркало и посмотреть. То, что казалось идеально симметричным, в зеркале — кривулина. Мозг видит то, что хочет видеть. Поэтому добиваемся точности, насколько можем. Я всегда поворачиваю к зеркалу все, что рисую.

Потом я продолжила рисовать узоры на матрешке.

Вид сзади:

Вид сбоку:

Не боимся начертить лишних линий, они потом легко убираются. Стираем вспомогательные линии ластиком. Если нагрязнили — «клячкой» или мякишем липкого черного хлеба. Можно и наждачкой. Нужные нам линии делаем яркими. А теперь это яйцо я покрыла очень разбавленным белым грунтом, в 3 слоя. Дерево прогрунтуется и не будет впитывать лишнюю краску. А еще матрешка станет белой, и краски лягут яркими. Через белесый фон должен просматриваться начерченный рисунок. Тогда и контур виден, и карандаш от рук не размажется, и из-под некроющей краски не будет просвечивать.

Приступаем к росписи :)

Личико я люблю рисовать готовыми телесными оттенками. Они насыщеннее, и можно не бояться не попасть в тон, если надо подрисовать что-то попозже. У Plaid таких оттенков несколько. Для смуглости я добавила акварели «сиена натуральная».

Глазки рисовала темперой. Кисть № 00. Темпера позволяет провести линию намного тоньше, чем акрил. Рисовала под лупой.

Щечки затонировала румянами.

Затем я сделала один финт, авторский кандибобер, ибо не всегда понимаю, откуда ж мои руки выросли. Я личико сбрызнула аэрозольным лаком Марабу. Делается отверстие в пакетике или салфетке, прикладывается так, чтобы закрыть все вокруг личика, и брызгается. Лак, судя по запаху, на ацетоне, сохнет мгновенно и можно прикасаться руками. Для того и брызгали. Матрешку еще сто раз придется взять руками, а если смажется краска... Ой будет. А еще надо закрепить румяна. Или не ляпнуть черной кисточкой по физиономии. А если ляпнем — легко стереть без следа. Забегая вперед, скажу, что узоры я лакировала уже алкидным лаком на ночь. С утра можно было брать в руки и рисовать дальше.

Самой тонкой кисточкой рисуем сережки. Под лупой, естественно.

Я сначала нарисовала украшения-узоры, потом только придумала цвет кофточки. Я так решила специально. Почему? А не знаю :) Мне показалось, что орнамент сам подскажет, на какой одежде он будет смотреться. В общем, раскрасила цветом киноварь (темпера).

Рисую дальше... Я б даже сказала, раскрашиваю.

Затем рисую накидку с обратной стороны, орнамент.

Повернула матрешку со всех сторон и решила сделать фон головной накидки небесно-голубым. Краска так и называется (фирмы «Ладога»).

Тычки делала оранжевой темперой с помощью зубоврачебного инструмента.

Фиксируем лаком места, которые могут быть нечаянно смазаны руками, и которые потом невозможно будет без слез нарисовать заново. Если расписываете только акрилом или темперой (то есть, краски после высыхания водой не растворяются), можно защищать картинку акриловым лаком. Я же всегда применяю гуашь и акварель, поэтому — только алкидные лаки.

Продолжаем рисовать-расписывать-красить :)

Сзади рисую:

Все элементы орнамента готовы. Покрутила матрешку... юбку решила делать бордовой.

Краска акриловая — краплак красный. Пришлось положить много слоев, так как краплак — прозрачная краска.

Верхняя половина по ходу росписи уже была покрыта лаком. Теперь лакирую всю матрешку.

Лак я использую фирмы «Тиккурила», называется KIRI. Можно ПФ-283 — классический отечественный.

Лак сохнет сутки. Нам надо сделать 5-6 слоев. Значит, неделя уйдет только на лакировку. И это минимум. Лак должен «встать», то есть, полимеризоваться, он тогда станет крепким. Поэтому я бы не торопилась, и делала матрешечку 2 недели.

Спасибо за внимание!

Если желаете что-либо узнать еще, с удовольствием расскажу.