Валяем очаровательное платье "Матрешка"

Сегодня хочу предложить вам мастер-класс по валянию платья для девочки. Стильное платьишко из шерсти, с русской символикой.

Мастер-класс можно было бы начать поговоркой «готовь сани летом», либо фразой из известного сериала — зима близко.

Лето — это время отдыха и подзарядки, время впечатлений, вкусов и запахов, ярких красок и теплых эмоций, которые мы будем вспоминать, как добрый фильм, всю предстоящую осень и зиму. Ближе к опушке лета, мне невыносимо хочется варить варенье, делать заготовки на зиму, вязать теплые и уютные шарфы :) Я решила сделать дочурке теплое платье на зиму.

Само платье будет валяным, с эффектом объемной аппликации, рукава, по задумке — втачные, вязаные.

Итак, приступим.

Для самого платья понадобится:

- шерсть меринос неокрашенная серая , тонина 21 мкрн, 70- 80 граммов;

- лоскуты павловопасадских платков;

- вискоза серая, 50 граммов;

- префельт белый;

- декоративная тесьма, бисер, мулине для вышивки;

- мыло, вода, сетка, пленка, труба.

Построение выкройки здесь опускаем, так как это глобальная тема, которая не вместится в рамки данного мастер-класса.

Усадка в моем случае 40% (именно усадка, для построения шаблона, исходные данные х1,67, либо /0,6) В области проймы и ворота войлок ведет себя несколько иначе, усадка в этих областях на 7-8% меньше. Учитываем это в выкройке.

Шерсть я использую меринос 21 мкрн, неокрашенная, серая.

Построим шаблон для сарафана.

Линия проймы и ворота на полочке платья иная, чем на спинке. Построенную линию проймы и ворота для полочки я прорисовываю дополнительно на подложке. По спинке пройму и ворот выкладываем в край шаблона, не доходя примерно 0,5см.

Раскладку начинаем со спинки.

В качестве изнанки выкладываем вискозу пасмами. Она послужит не только изнанкой, но и будет выполнять армирующую функцию.

Если вискоза сильно «липнет к рукам», слегка сбрызгиваю из пульверизатора.

После того, как выложили вискозу по всей спинке, начинаем раскладку шерсти. Раскладка елочкой.

Все открытые края прокладываем блокирующим горизонтальным слоем (линия низа, пройма, ворот).

В области талии — горизонтальная раскладка.

По бокам и в линии плеча немного выходим за край шаблона.

Завершив раскладку, накрываем сеткой, поливаем мыльным раствором и слегка притираем.

Переворачиваем на другую сторону.

Пока не загибаем припуски.

Выкладываем вискозу по полочке платья. Помним, что здесь у нас другая линия проймы и ворота.

После раскладки вискозы сбрызгиваем ее из пульверизатора и затем загибаем наши припуски по бокам и плечам.

Начинаем раскладку шерсти, также елочкой. В линии талии — горизонтально. По открытым срезам — блокирующий слой .

Накрываем сеткой, мылим, притираем.

Намоченная шерсть немного расползется, загибаем на спинку образовавшиемя припуски по бокам и плечам. Круговыми движениями подбираем линию ворота, проймы и низа.

И, да — обязательно работайте в перчатках. Полиэтиленовых либо виниловых.

Займемся декором.

Так как шерсть 21 мкрн достаточно агрессивная, и может съесть декор, а , по задумке, мне хочется максимально сохранить всю красоту павловопосадских узоров. Тогда можно поступить несколькими способами.

Можно выложить место под матрешкой густо белой вискозой, либо можно сначала немного покатать в рулоне, чтобы шерсть схватилась, и лишь потом выложить матрешку. Но, мне захотелось сделать эффект объемной аппликации и я поступаю следующим образом — из супертонкого белого префельта вырезаю контур матрешки.

Сама метрешка состоит из двух лоскутов, а личиком также послужит круг из белого префельта .

Чтобы цветные узоры не просвечивали на личике, я приложила слой белой вискозы под префельт.

Матрешку укладываем по центру будущего платья.

Края прокладываем тоненькими пасмами шерсти .

Промочим декор. Завернем в плотный рулон.

Я катаю более 1000 раз, через каждые 200 катаний разворачиваю, прохожусь руками по бокам и плечевой линии , чтобы предотвратить рубцы

и меняю стороны (полочка-спинка, верх-низ).

После катаний платье дало уже приличную усадку, полотно стало достаточно стабильным, чтобы снять его с шаблона

Продолжаем валять в плоскости, для получения максимально ровного и красивого войлока. Трем войлок о войлок. При трении нажим должен быть не сильнее, чем, когда мы пишем ручкой.

Не забываем выворачивать наизнанку и валять с изнаночной стороны. Чередуем катание и трение войлок о войлок, в самом конце можно немного помесить как тесто, но без фанатизма.

Декору нужно уделить особое внимание, это место потрем о пленку и притираем дополнительно руками, чтобы наша матрешку усаживалась равномерно с основным полотном. (Фото 17 демонстрирут пока еще меньшую усадку декора).

Когда платье готово, полощем, отжимаем в полоненце и отправляем сушиться.

Для декора я выбрала красную тесьму, бисер. Тесьму пришиваю по контуру матрешки, бисером вышиваю цветы на узорах . Волосы вышила нитками ирис, личико нарисовано красками по ткани. Здесь полный простор для вашей фантазии.

Рукава для данного платья связаны на вязальной машине. Притачиваю их к платью. Ослабляю натяжение верхней и нижней нити швейной машины, чтобы не передавливать войлок. Шаг строчки выбираю 4.

Наше платье готово. Оно будет радовать, согревать и украшать мою дочурку прохладными осенними и зимними вечерами.

В завершении хочу сказать: техника мокрого валяния — это вид рукоделия, с практически безграничными возможностями. Объемы, цвета, фактуры — здесь возможно все!

Я влюблена в шерсть, окончательно и безповоротно:)

Надеюсь, вам было не скучно, и полезно.

На возникшие вопросы постараюсь ответить, по мере возможности, так как мы в отпуске, наслаждаемся солнцем и морем :)

Всем спасибо за внимание.

Наталья Сидоренко.