Hand Made равно Халтура. Реальность Или Стереотип Мышления?

Прошли те времена, когда hand made ассоциировался с изделиями, выполняемыми из подручных материалов мастерами-любителями. Сегодня hand made – это совершенно отдельное направление, в котором сформировались свои профессиональные правила, критерии и модные тенденции. Тем не менее, одни стереотипы ушли в прошлое, но появились другие, из-за которых даже высокохудожественные и талантливые изделия ручной работы стали обесцениваться в глазах покупателей. Это особенно несправедливо в отношении авторов этих работ, которые сумели возвести свое мастерство в ранг настоящего искусства, но пока не могут пробиться через «тернии» устоявшихся стереотипов.
Взгляд снаружи…
Для начала составим обобщенный портрет покупателя изделий ручной работы. Это не просто человек с уровнем достатка выше среднего, у которого есть все для полноценной жизни, но и человек с высоким уровнем интеллекта и чувством стиля. Ведь чтобы по-настоящему оценить изделия hand made, нужно нечто большее, чем свободные деньги, которые можно потратить на покупку понравившегося сувенира, игрушки, одежды, сумки или палантина. Почему же даже такие покупатели считают, что некоторые изделия ручной работы стоят неоправданно дорого?
Вот здесь у многих и срабатывает стереотип мышления, что раз искусством hand made в наше время занимается такой огромный пласт людей, значит, эта работа не требует особого мастерства и большого труда. На самом деле, любое качественное изделие – это такие эмоциональные и физические усилия, такая мобилизация творческого потенциала и мучительные поиски интересных идей, что все это невозможно восполнить материально. На фоне огромной конкуренции мастера и так стали снижать стоимость своих изделий, которые еще несколько лет назад по праву оценивались ими в 2-3 раза дороже. Кроме этого, нарвавшись пару раз на халтуру, покупатель еще больше утверждается в мысли, что сегодняшний hand made далеко ушел от настоящего искусства и стал всего лишь данью моде. Однако единичные случаи еще не говорят об общей тенденции, ведь вы же не перестаете покупать дорогую технику только из-за того, что однажды приобрели бракованный товар?
… И взгляд изнутри
Проблема стереотипов в отношении hand made волнует авторов ручной работы не только с позиции увеличения продаж своих изделий. Настоящие мастера всерьез озабочены тем, что само понятие hand made стало растиражированным и излишне популяризированным. Во многом этому поспособствовал Интернет, где сегодня можно найти тысячи ресурсов по продаже «эксклюзива ручной работы». В результате и профессионализм, и сами изделия обесценились – каждый, кто более-менее владеет этим мастерством, начал выставлять плоды своего труда на продажу. При этом многие предлагаемые изделия по качеству и креативности исполнения нельзя даже отнести к средней категории.
Что же делать людям, которые видят эту проблему изнутри и хотят вернуть искусству ручной работы былой статус? Одни предлагают ввести некую иерархию и присваивать каждому мастеру свою категорию с учетом уровня профессионализма, а другие настаивают на жестком отборе изделий, выставляемых на продажу в Интернете. Это еще раз доказывает, что есть люди, готовые поднимать престиж мастерства hand made всеми доступными способами. Конечно, для владельцев Интернет-площадок анализировать выставленные изделия, выносить решения об уровне профессионализма исполнителя и присваивать ему категорию – это лишняя головная боль. Но ведь такое решение выгодно всем: площадка выигрывает от увеличения притока посетителей, мастера стараются повышать свою квалификацию и доводить каждое изделие до совершенства, а покупатели изначально выбирают то, что им нужно – уникальное изделие от профи или недорогую вещь от доморощенного мастера.
Естественно, эти и другие аналогичные меры не смогут полностью нейтрализовать халтуру среди изделий hand made, но хотя бы изменят ситуацию к лучшему. Если дать настоящим мастерам больше возможностей для позиционирования себя как исполнителя, то одни будут работать в полную силу, только повышая свою планку, а другие просто отсеются в силу своей невостребованности. Многие авторы уже сейчас начали поднимать престиж hand made в рамках своего профайла: размещать статьи и видеоролики о процессе изготовления изделий, давать дельные советы начинающим и общаться с покупателями напрямую, помогая им избавляться от стереотипов. Это благородное дело, за которым кроется не только сугубо материальный интерес! Такие усилия обязательно принесут свои плоды – нужно только не терять уверенности в себе и веры в то, что покупатели сумеют отделить зерна от плевел и оценят искусство ручной работы по достоинству.