Что такое штампованные цепи

Что такое штампованные цепи?

Большая часть участников проекта Ярмарка Мастеров женщины и девушки. Многие из них любят носить украшения, часть из них предпочитают золото. Хотя на Ярмарке, в основном, собрались ценители ручного труда, я поведу речь о промышленном и масштабном производстве. Уже почти 2 года я работаю в отделе монтировки на ювелирном заводе в Москве, поэтому уже успела получить некоторое представление о предмете.

Для того, чтобы удовлетворить спрос покупателей при сохранении низкой цены продукции (а также многих других факторов, о которых пойдет речь чуть позднее), была разработана технология штамповки деталей или изделий целиком. Это позволило ускорить процесс изготовления, уменьшить вес и следовательно, цену изделий. Хотя, несмотря на снижение цен на драгоценный металл на мировом рынк,е изделия из него всё равно стоят дорого. Самыми распространенными крупными украшениями из золота являются цепи и браслеты, так как они больше привлекают внимание во внешнем облике человека, чем более мелкие кольца и серьги.

Начну с краткого рассказа о технологическом процессе. Сначала отливают слиток-заготовку необходимой пробы и сплава золота. После этого его пропускают через уплощающие вальцы, которые превращают его в длинную ленту. Ее толщина может составлять от 0,28 до 0,35 мм. Потом эту ленту полируют с двух сторон и помещают под вырубной штамп, на который устанавливается насадка, формирующая звено будущей цепи или браслета. Вырубленные звенья отжигают в печи, чтобы снять напряжения, образованные механическим воздействием. После этого их собирают вручную в соответствии с эскизом модели. Затем на концы изделия напаивается обрамление и припаивается замок. На этом процесс изготовления заканчивается. Дальше изделие поступает на полировку, в пробирную палату, на упаковку и отправляется в магазин радовать покупателей.

На большинстве предприятий продукция проходит тщательный контроль качества. Поэтому все изделия, поступающие в магазины, заслуживают доверия, так как их по несколько раз проверяют на каждом этапе производства. Но есть особенности самих моделей, которые влияют на внешний вид изделия. Конечно, разнообразие модельного ряда и дизайна изделий оставляет желать лучшего. К сожалению, иногда это связано не только с желаемой простотой изготовления, но и с отсутствием собственного дизайнера на предприятии или решениями отдела по продажам.

Самые простые цепи очень похожи на бумажные гирлянды.

Они обычно самые легкие, но и самые непрочные, так как толщина листа заготовки невелика. Чем шире и тоньше звено, тем больше вероятности случайно его помять или порвать (особенно это опасно для браслетов). К сожалению, поправить такой дефект в мастерской будет непросто или вообще невозможно без потери товарного вида. Если вдруг вы захотите приобрести подобное изделие — выбирайте цепь или браслет с самым маленьким по размеру звеном. Изделие из звеньев около 3-4 мм в длину и 2-3 в ширину (при двойной толщине от складывания пополам при плетении около 0,8мм) будет практически идентично паянной цепи из проволоки, которая обладает достаточной прочностью. Наверное, это единственные модели, которые позволят носить на такой цепи подвеску без риска её перетереть. А также — чем мельче размер сегмента изделия, тем более гибким и пластичным оно будет, и тем меньше риск его деформации при ношении.

Существуют модели цепей плотного плетения, когда звенья заплетаются не одно за другим, а каждое пропускается через 2 предыдущих.

Такие изделия более прочные, чем упомянутые выше, несмотря на (опять же) небольшую толщину звена, и красиво ложатся. Отремонтировать их, если помнутся, будет несложно, так как плетутся они с помощью обычного швейного шила.

Модели посложнее могут состоять из двух видов типов звеньев: основы и вплетаемой середины.

Если оба типа звеньев отштампованны из листа, то тут тоже следует обратить внимание на толщину изделия. А также присмотритесь внимательно к равномерности толщины и ширины звеньев в середине. Иногда бывает, что из-за мелкого размера, кривизны постановки штампа и необходимости высокой скорости производства (да и невысокая оплата за изготовление таких изделий тоже играет свою роль) монтировщики пропускают не совсем кондиционные элементы. Они не совсем считаются браком, так как не имеют значительных дефектов, но могут испортиться в процессе ношения изделия. Некоторые модели сложных цепей и браслетов изготавливаются с применением крученых элементов из проволоки.

Они наиболее гармоничны по техническим характеристикам среди уже упомянутых, так как соотношение толщины и прочности этих элементов достаточно хорошее. Следует лишь отметить, что эти элементы деформируются при не очень аккуратном ношении, но просты в ремонте: иногда достаточно просто их подправить узкогубцами. Среди моделей штампованных цепей эти, можно сказать, наиболее близки по технологии изготовления к ручному и по-настоящему ювелирному труду, так как каждое такое проволочное звено навивается с помощью специального приспособления вручную. В одной такой цепи может быть до 200 звеньев.

К сожалению, такие украшения не представляют собой особенной художественной ценности, да и достаточно хрупки. Могут не дожить до того времени, когда вы захотите их передать своим детям, как фамильную драгоценность. Поэтому, при всём уважении к своей официальной работе и желанию почти каждой женщины и девушки себя украсить, не рекомендую их приобретать. Если уж очень будет нужно, пусть вам пригодятся мои скромные советы.