Хендмейд в законах, или Заявка на успех. Часть 1

Уже не я одна заметила, а правильнее сказать, все сообщество Ярмарки давно пришло к выводу, что законы бизнеса и экономики на Ярмарке не действуют. Неприменимы они к нашей деятельности, так только слегка «пришиваются», как рукав к майке. Нет, существуют правила продаж в каждом магазине, но я не о них. Я имела в виду законы рынка, закон спроса и предложения другие. Взять хотя бы тот самый пресловутый закон спроса и предложения. Если кратко, то смысл в следующем: чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Любой ярморчанин подтвердит — закон не работает! Бывает, поставишь цену на товар ниже низшего и думаешь: «Все расхватают, как горячие пирожки!».

Ан, нет — лежат себе «горячие пирожки» и остывают на огорчение мастеру.

Зато все мы знаем законы, которые точно работают в сфере хендмейд. Они простые и иногда очень помогают на пути к успеху, а иногда просто, как грабли на пути. Может, кто-то и забыл о них, а я напомню. Следующие 15 минут (пока вы будете читать эту публикацию) я примерю на себя роль учителя.

Итак, мальчики и девочки, внимание на доску! Закон первый.

Закон парных случаев — может как помочь в хендмейд-жизни, так и навредить

Я обратила внимание на закономерность, если у меня в магазинчике заказали, например, пилинг-скайлер, то через очень короткое время кто-то закажет его же. Или, например, появился заказчик из Казани, факт — очень скоро и следующая посылка отправится в ту же область. Или еще: появилась у меня покупатель с именем Ирина, следом еще парочка Ирин появится в ближайшем временном промежутке.

Знакомые ситуации? Конечно! Даже ученые не отрицали подобные ситуации, правда, не смогли дать им объяснения. По теории физиков Паули и Юнга, совпадения, что мы наблюдаем в законе парных случаев, это проявление пока неустановленного универсального принципа, который связывает воедино все физические законы. Томас Гоббс считал, что любые совпадения закономерны, а объяснить и предсказать мы их не можем потому, что не видим всю картину. В общем, даже наука не отрицает этого Закона, но и не объясняет, а мы просто помним, что он есть.

Закон неприятный — Закон подлости

Никто его не любит, но все о нем знают. У этого закона несколько наименований: закон подлости, закон бутерброда, закон Мерфи.

В чем он проявляется? У меня он работает по разному: Почта России может закрыться на санитарный день именно в тот день, когда у меня несколько посылок на отправку. Именно, когда по счастливому стечению обстоятельств или Божьему промыслу у меня вдруг в течение пары дней появилось более 2-х заказчиков, заказ оперативно подготовлен-собран-упакован... У Почты России этот день обязательно будет санитарным или, нет, еще может быть ревизия. И они не предупредят об этом заранее.

Или еще так: именно, когда у меня заканчивается какой-то ингридиент, поступает заказ на изготовление средства, в котором он обязательно должен быть! Ну, с этой ситуацией я борюсь «методом Хомяка», или по «принципу безумной Белки» — готовь запасы, а вдруг пригодиться.

Кстати, законом Мерфи этот закон называют в честь Эдварда Мерфи — майора, который служил на базе ВВС США в Калифорнии. Он был сформулирован им в 1949 году, когда Мерфи работал над проектом по определению максимальной перегрузки, которую может вынести человек. По легенде, впервые майор отметил это, увидев, как пропеллер самолета вдруг начал вращаться не в ту сторону. А ведь как раз перед этим Мерфи сказал, что техники обязательно напортачат везде, где смогут. А после, при «разборе полетов» выяснилось, что техники установили детали двигателя задом наперед. Иначе говоря: «Если какая-нибудь неприятность может произойти, она случается». Вот вам и Закон подлости!

Закон письма, или Закон вечного двигателя

Стоит запечатать письмо и бросить его в почтовый, как сию секунду вспоминаешь, что не написал самого главного! Так бывает... Работаешь-работаешь над чем-нибудь (в моем случае над какой-нибудь маской для лица или новым рецептом крема), закончила... и сразу понимаешь, что, конечно, средство отличное, НО... Если бы я заменила один компонент на другой, и добавила третий, то из отличного оно стало бы фантастическим. Этот закон движет мастерами, заставляет их расти и развиваться. Наверное, именно этот закон и вывел обычные «рукоделки» на уровень хэндмейд-бизнеса, сделав работы уже профессиональными и продаваемыми.

Закон праздника как особенность хендмейд-бизнеса

Я не знаю, с каких времен это повелось, но это прижилось и срослось с термином «хендмейд». Даже не могу утверждать: правильно это или нет. Наверное, из-за цены (кукла ручной работы стоит дороже «магазинной»), или эксклюзивности товара (нередко рукотворное чудо сотворено в единственном экземпляре и 100% повторение невозможно), или еще чего-то... Но, товар ручной работы приобретается чаще всего в качестве подарка близкому человеку без повода, либо, как подарок к празднику или торжеству.

Раз так, то это стоит помнить всегда. Мы приносим в жизнь людей праздник или его ощущение! А, значит, то, что мы делаем всегда при любых обстоятельствах должно выглядеть, как хороший подарок. Либо, то, что вы делаете выглядит, как праздник, или чудо, либо ваш маленький бизнес грозит превратиться просто в хобби. Упаковка, кстати, это тоже часть празника и забывать про нее не стоит!

Закон уникальности, или Розовый слон

Мне всегда нравилось смысловое значение этого слова. Оно даже как-то созвучно с таинственностью, на мой взгляд. Как же сложно ему соответствовать хоть чуть-чуть. Но это, поверьте, дорогого стоит. Я помню времена, когда изделие ручной работы было редкостью само по себе, не было сайтов для мастеров. Сейчас все иначе. На просторах Интернета очень много товаров ручной работы разной тематики и разных видов творчества. Потенциальный покупатель уже избалован предложением, а значит ваш товар должен быть особенным. Я, в целом, не сторонник штампов и плагиата; не люблю я это. Я предпочитаю отличаться; нет, не выделяться, а именно отличаться. Слонов в природе не мало, а розового попробуй найди.

Если вы чувствуете или даже уверены, что в ваших руках родилась белая ворона, так и называйте ее, чтобы она не затерялась в стае черных соплеменниц.

Этот закон не далеко непоследний, но я на нем закончу, а мою публикацию, надеюсь, продолжит кто-то еще и появится (к моей гордости и радости) «Законы Хендмейд-бизнеса. Часть 2». А ведь есть законы, которые способны (если не вычеркнуты вами из жизни своего творчества) со временем полностью утопить-разрушить ваш маленький бизнес. Но это уже тема для отдельной статьи.