«А теперь предлагаю послушать начальника транспортного цеха», или О «Правилах магазина» из личного опыта

Как часто это бывает, поводом для написания этой статьи послужил комментарий, который я бы вынесла в эпиграф:

«Новичку не о баннерах нужно думать, а о расширении магазина...12 работ для магазина украшений — совершенно не серьезно... А баннер это дело даже не десятое, а стодвадцатьпятое :)»

А прогулявшись по нескольким магазинам новичков, я бы сказала даже, что даже не только о расширении магазина новичку нужно думать.

*****

Итак, описание написано, ключевые слова подобраны, фото выложены. Ещё мгновение и вы нажмёте заветную оранжевую кнопку разместить у себя в магазине. И можно с волнением ожидать первого покупателя.

Дорогой начинающий мастер! А вы готовы к встрече первого покупателя? Точно готовы? :)

Раз вы точно готовы, предлагаю заглянуть в Правила магазина, о заполнении которых многие новички думают в последнюю очередь. Но по закону подлости эти вопросы возникают в первую же очередь — куда платить, как отправлять и что делать, если наша вещь, созданная с душой не понравилась

Предлагаю ещё разочек посмотреть всё ли прописано в Правила вашего магазина.

Способы оплаты

Вообще-то, способов оплаты не очень много: карты и счета банков, электронные деньги, наличный расчёт, paypal.

Поэтому:

1. Подумайте, что среди ваших покупателей могут быть люди, которые могут не иметь карточки всем известного банка, или они не умеют пользоваться электронными деньгами. Думаю, понятно, что чем больше вариантов оплаты вы сможете предложить, тем легче и проще будет сориентироваться вашему покупателю, И конечно же, все эти варианты должны быть удобны для и для вас :)

2. Внимательно проверьте все ваши карточки и счета сроки действия, актуальность возможность обналичить. Или заведите себе отдельную карточку только для расчётов по вашей хэнд-мейд деятельности.

Из личного опыта. У меня как-то раз получилось, что оплата на номер карты никак не приходила. Покупатель пишет, что такой карты нет. Оказалось, что срок действия карточки закончился, а я не проверила. Было очень неудобно перед покупателем. Но ещё хуже было то, что мне надо было срочно и быстро решать эту проблему.

3. Надо ли говорить, что в целях безопасности не нужно выкладывать все эти номера в свободный доступ (об этом я написала ниже по тексту статьи).

Способы доставки

У нас есть выбор — курьер, личная встреча или почтовые услуги.

Курьер. У вас есть знакомый проверенный курьер? Кто-то из ваших юных или совсем не юных родственников или знакомых сможет поработать курьером? В каком пакете, сумке, авоське, корзине, чемодане, коробке вы будете отдавать вашу работу курьеру?

Поэтому:

1. Прежде чем писать в правилах магазина «доставка курьером» уточните, действительно ли это человек может поработать для вас курьером или тот давний разговор на шашлыках с приятелем, который был всего лишь пустой болтовнёй.

2. Прежде чем писать про стоимость курьерской доставки, уточните актуальные цены на эту услугу у вас в городе.

3. Все финансовые вопросы по оплате знакомому, подчёркиваю, знакомому курьеру обсудите сразу, что называется «на берегу». Чтобы потом не было разборок о том, кто и что думал.

4. Пропишите в правилах «максимальный чек покупки», при котором курьерская доставка может быть бесплатной. Или у вас в магазине не предусмотрена такая опция.

Личная встреча

Где, когда, по каким дням вы бываете, чтобы встретиться лично, так сказать по пути.

Например, проездом из Баден-Бадена в Париж, бываю в Москве по пятницам в 21 до 24 часов.

Точно так же, подробно прописываем, точки возможного пересечения, встреча на станции метро или же вы, вообще не выезжаете в город и лично ни с кем не встречаетесь и ни под каким предлогом не хотите вылезать из-под аватарки :)

Почтовые службы

Вариантов здесь тоже не очень много — Почта России, разнообразные транспортные компании (ТК), передача с проводником

Точно так же, как и с курьером начинаем со сбора информации:

1. Читаем на Ярмарке Мастеров полезные статьи о работе Почтой России. У нас здесь таких статей много, полезных ещё больше, а уж комментарии к ним — море дополнительной информации.

2. Идём в разведку в ближайшее отделение Почты России, присматриваем подходящие транспортные компании, идём на вокзал, в общем, осматриваемся на местности.

3. На всякий непредвиденный случай хорошо бы иметь на примете несколько близлежащих или попутных (с работы на работу) почтовых отделений.

4. Проверяем все готовые изделия и запасаемся хотя бы одним подходящим пакетом или коробкой Почты России под каждый размер работы.

Из личного опыта. У меня есть портфель большого размера А3 и когда у меня случилась первая покупка и отправка в другой город, то меня охватила паника — в чём отправлять. Потому что до этого я отправляла всего несколько раз небольшие вещи в коробках. Про почтовые пакеты я тогда ещё не знала и не знала, что пакеты эти есть поистне огромные. В общем, первый раз я была совершенно не готова, мне пришлось побегать.

Зато теперь есть запас очень больших пакетов и всей необходимой упаковки (подложка под ламинат, плёнка, скотч).

5. Запасаемся всевозможными почтовыми бланками.

6. Продумываем упаковку особо ценных и хрупких работ, например, стекло и запасаемся упаковочным материалом.

7. Озадачиться не только красивой упаковкой, но и надёжной или супер-надёжной.

8. Для особо ценных работ можно составить небольшое информационное письмо для покупателей.

Например, хрустальная ваза высылается в подарочной коробке, которая упакована в коробку побольше, потом всё это упаковывается в коробку ещё больше со специальным наполнителем, а потом ещё в коробку и ещё и так далее. Подробное письмо храним в специальной папочке в компьютере, а в графе доставка пишем, что всё предусмотрено и подробное описание упаковки высылаете. Чтобы покупатели не беспокоились, о том, доедет ли в целости и сохранности хрустальная ваза :)

Возврат и обмен

Перед заполнением этого раздела, нужно хорошенько подумать, какие гарантии вы даёте покупателю. И потом только чётко всё это сформулировать и описать.

Другая информация

Здесь можно написать всё, что вы считаете нужным и важным, имеющим отношение к вашей работе.

***

Из личного опыта.

Для всей дополнительной информации по правилам магазина у меня есть специальная папка в компьютере «мой офис на Ярмарке» и в ней, в частности, хранятся всевозможные тексты:

* шаблоны «Реквизиты на оплату» по карточкам Сбербанка, ВТБ24, Яндекс-кошелька, в зависимости от того, как удобно оплатить работу заказчику;

* есть специальный шаблон для покупателей-новичков с детальным пошаговым описанием последовательности покупки;

* также есть несколько текстов для тех тех, кто хочет забрать покупку самовывозом или встретиться у метро;

* есть несколько инструкций по применению моих работ и материалов. Эти инструкции я высылаю на электронную почту;

* в этой же папке можно хранить описание упаковки для хрупких изделий.

*****

Какие же выводы можно сделать по итогам написанного:

1) прежде чем запускать магазин в работу, необходимо хорошенько подумать о практической стороне вопроса и предусмотреть все возможные вопросы покупателей по оплате, доставке, возможному обмену или возврату;

2) даже если покупатели редко заглядывают в Правила магазина, вы оперативно можете дать ссылку на свои правила. Конечно же, если там всё заполнено, а не статус последнее редактирование: никогда;

3) заведите в компьютере специальную папку, где будут храниться все тексты — как пользоваться вашим изделием, как и насколько надёжно вы упаковываете ваши вещи, все реквизиты на оплату и так далее

* чтобы каждый раз не писать один и тот же текст каждому новому заказчику и судорожно не искать подобный текст в переписке с кем-то;

* чтобы экономить время;

* чтобы быстро можно было найти нужный документ и быстро отправить покупателю.

******

В качестве домашнего задания я бы порекомендовала заглянуть в магазин мастера Мыльное удовольствие Елены. Почувствуйте, что называется разницу.

Скрин Правил магазина новичка:

и у Елены:

Это я выложила лигшь один из трех скринов Правил магазина Елены! Все правила просто не уложились в один скрин!

Думаю, что многие со мной согласятся, что это Мастер с которого можно и нужно брать пример!

*******

Иллюстрации взяты из свободного доступа.

Текст полностью авторский.

При копировании просьба указвать автора Мастерская Иры Бортник