Не боимся незнакомцев! Мои советы и рекомендации по работе с флисом

Видов флиса великое множество. Как не потеряться и найти именно те материалы, которые будут любимыми и многоцелевыми, ароматы которых не будут вас раздражать, а раскладка флиса будет восприниматься как праздник?

Тонкий войлок = тонкий флис. Флис, как и любая шерсть в топсе или полотне, имеет свою тонину (количество микрон). Так как получить сертификат о точном количестве микрон в шерсти стоит довольно дорого, то далеко не все этим занимаются. Новозеландские фермеры условно делят флис на категории: супер-тонкий, тонкий, средне-тонкий, толстый, очень толстый.

Супер-тонкий флис — это преимущественно Альпака. Если ваши цели совпадают со свойствами флиса альпаки — то получится просто шедевр.

В работе с дорогой (во всех смыслах) чудесной Альпакой главное, ее не жалеть — флис выкладывать щедрой рукой :) Вот, что получится, если экономить Альпаку — мой печальный опыт:

Широкая цветовая палитра флиса Альпаки позволяет разгуляться фантазии — более 20 натуральных некрашенных оттенков. На ощупь и на взгляд войлочные изделия с флисом альпаки очень отличаются от работ даже с очень тонким овечьим флисом: шелковистая, нежная поверхность, красиво-лохматый завиток, другая прочность изделия и теплопроводность.

Коридейлы и Кроссбреды — мои любимцы. Цветовая палитра, по сравнению с альпакой, небогата, но это послушный, весьма предсказуемый, удобный и приятный в работе материал. В Новой Зеландии овечек не загоняют домой по вечерам. Они свободно дни напролет гуляют на огороженных лугах. На солнце кончики шерсти выцветают и становятся значительно светлее. Это и дает возможность поиграть с цветом.

Многие Кроссбреды и почти все Коридейлы, как и Альпака, позволяют создавать тонкий гибкий пластичный войлок.

Хотим крупные мягкие завитки — кладем флиса побольше, распушаем каждую прядку поменьше. Хотим игры цвета и ровной каракулевой поверхности — кладем флиса поменьше, сильно распушая — раздвигая прядь. Каждую прядку кладем внимательно, не хаотично. Прядь растягиваем — в плоскости — раздвигаем шерстинки не во всех направлениях, а только направо-налево, чтобы шерстяная прядь превратилась в плоский треугольник (верхушка треугольника = кончик флиса, основание треугольника = место сострига). На подготовленую шерсть пряди кладем внахлест, располагая светлый кончик на другой, уже лежащей на нашей раскладке, прядке.

Можно разложить флис, чтобы было видно каждую прядь, а можно — только для фактуры.

Арапава флис и другие мериносовые флисы — в валянии — мягчайший, мелкий завиток, очень насыщенный густой цвет и нежнейшая плюшевая поверхность. Мериносовые флисы очень быстро «заваливаются», то есть перестают нести свою декоративную нагрузку. Над этим моментом стоит задуматься еще перед раскладкой флиса.

Ромни-флис. На мой взгляд, флис Ромни простоват и жестковат в изделиях, упрям в валянии. При всем моем желании у меня не получилось сделать с флисом Ромни тонкое валяное драпирующееся полотно. Очень сложно найти Ромни-флис с небольшой тониной. Длинный флис Ромни, наверное, можно использовать на отделку изделия по краю, в воротниках, но я флис Ромни недолюбливаю из-за его «колючести» в валяном полотне. Но, думаю, скорее всего, это мне просто еще не не попадался достойный Ромни :)

Совсем другой флис с овечек, полученных в результате скрещивания Ромни с другими породами — Кроссбреды, о которых я уже говорила.

Шерстяные легкие кудряшки по краю валяного полотна — даже звучит красиво :) Изысканный Готланд — мягкие воздушные колечки флиса, недлинный округлый мягкий завиток, шелковистая фактура, очень нежный флис.

Красавец Лестер — длинные упругие локоны, множество цветовых вариантов в целом и по длине одного локона: белый, светло-серебристый, дымчато-серебристый, молочно- или темно-шоколадный. Часто локон имеет разную окраску в месте сострига и на кончике-колечке. Очень выразительный завиток и на валяном полотне в плоскости, и свободно обрамляющий край изделия.

Длинношерстная прочнейшая Лама. Работала с ламой как обычно со всеми флисами — получается очень блестящее, шелковистое, прочное полотно, совершенно не кудрявое. На этом я свои эксперименты с Ламой не закончила. Стала использовать этот флис по другому — не валять, а пришивать, и, знаете, мне очень понравилось, что из этого вышло! Шучу, что такая сумка подошла бы лысеватому брюнету, ну или парикмахеру :)

И осторожнее с белым флисом! Если не собираетесь использовать белый флис сразу в валянии, приготовьтесь к тому, что он пожелтеет со временем (если флис оставить не мытым), и от желтизны можно избавиться только покрасив флис в другой цвет (исключение — не желтеет белый флис Альпак, Лам, так как не содержит ланолина, который и влияет на изменение цвета со временем). Я говорю только о пожелтении сырой шерсти. При валянии ланолин смоется с шерстинок и флис в готовом валяном полотне со временем свой цвет не изменит.

Хочу поблагодарить вас, всех, кто имел время и желание дочитать мою публикацию до конца — спасибо — и попросить: не бойтесь экспериментировать с флисом! Я убеждена в том, что даже из неудачных изделий часто рождаются шедевры.

Желаю вам хорошего чистого флиса в валянии!

Первая часть здесь >>