Блистательные одежды тореадора

Сегодня мы не будем обсуждать этическую сторону испанской корриды. Я предлагаю взглянуть на нее с эстетической точки зрения, а точнее в подробностях рассмотреть то, на что я раньше (к своему стыду) совершенно не обращала внимания — костюм тореадора.

Тореадорский костюм «трахе де лусэс», что в переводе с испанского означает «блистательные одежды» — это настоящее произведение искусства. Просидев в интернете несколько дней в поисках материала для статьи, я стала понимать испанок гроздьями свисающих с балконов, ради удовольствия увидеть своих кумиров-тореадоров на арене. И дело, мне кажется, совсем не в сражении с быками…

Костюм тореадора подчеркивает все достоинства мужской фигуры, делая бедра уже, ноги стройнее, плечи шире… Разглядывая тореро в костюмах, я залила слюной весь планшет.

Теперь, чтобы не мучится в одиночестве, предлагаю и вам познакомиться поближе с этим неотъемлемым атрибутом корриды. Костюм тореадора, каким мы знаем его сегодня, практически не изменился с 19 века.

Он тяжелый, весит шесть килограмм. При этом, облегая тореадора, как вторая кожа, костюм должен быть удобен для движения и защищать своего владельца, как броня. Рассматривать костюм мы начнем с ног, потому что именно эта часть наряда повергла меня в ступор, из которого я выбиралась долго, не веря своим глазам. Medias — по-испански обозначают (длинные) чулки, гольфы. Чулки тореадора доходят до колен. И они всегда внимание! розового цвета.

Пришлось еще час просидеть в интернете, чтобы убедиться в правдивости этого факта. Я сто раз видела костюмы тореадоров и ни разу(!) не обратила внимания на цвет чулок. Костюмы у тореадоров бывают разного цвета. Но есть три неизменные по цветовой гамме вещи. Батистовая рубаха белого цвета, всегда розовые и всегда (о боже!) шелковые чулки и под розовыми шелковыми чулками есть еще одни чулки, одни гольфы (вы их не видите, но они есть). Они всегда белого цвета и всегда хлопковые. Не меньшее впечатление на меня произвела и обувь zapatillas. Туфли — чёрные, со специальной подошвой, которая не даёт скользить и поверх туфель (опять барабанная дробь!) бантик. Кстати, прообразом современных, так всеми нами любимых балеток, стали именно zapatillas.

Taleguilla — так называются тореадорские брюки. Они узкие, на подтяжках, доходят до щиколоток. Внизу, у щиколоток брюки завязываются специальными шнурками, на конце которых кисточки. Вот эта часть брюк тореадора — шнурки с кисточками, с помощью которых брюки окончательно пригоняются к щиколотке и поддерживают гольфы, называются мачос (machos).

Испанская поговорка atarse los machos обозначает «завязать шнурки на щиколотке, приготовится противостоять опасности», как делают тореадоры, облачаясь перед битвой с быком, молясь Деве Марии.

Теперь поднимем глаза и обратим свой взор на мontera. Головной убор — каракулевая или сделанная из буклированной бархатной нити шапочка с ушками. Весит этот головной убор килограмм.

В последнем акте корриды, когда происходит решающий бой — кто кого, тореадор выходит без шапки. Он снимает свою шапку монтеру перед соперником.

Еще одна необходимая деталь на голове —coleta (косичка с лентой). Сегодняшние тореадоры не длинноволосые, не собирают волосы на затылке в сетку, но имитация косы в сетке (на фотографии это такая круглая штучка с хвостиком) — дань старым временам. С помощью нее крепится тореадорская шапка — монтера.

Есть такая испанская пословица прямо связанная с косичкой cortarse la coleta («обрезать косичку»). Когда тореадор обрезает косичку, он объявляет, что оставляет корриду навсегда.

Настоящую революцию в костюме тореадора произвел легендарный матадор, тореадор — Франциско Монтес Пакиро (1805-1851). В 1830-1835 годах Пакиро при славе и при деньгах занялся облагораживанием своего костюма. Он перестал использовать сетку для волос, а впервые появился в каракулевой шапочке монтера. Тогда эта шапочка была гораздо больше по размерам, чем современная, но имела одинаковый с нынешней крой с ушками. Тот же тореадор Пакиро взял мешавший движениям замшевый камзол и обрезал до пояса. Кроме того, он первый стал заказывать портным три главные составные части костюма тореадора — брюки, жилетку и камзол не из замши, а из прочного шелка. Пакиро ввел в моду украшать костюм богатой вышивкой и гладью из золотых и серебряных нитей, подвесок, полудрагоценных камней, крученных золотом шнуров. Так родилась современная рабочая одежка тореадоров — «трахе де лусес» (traje de luces), блистательный сияющий костюм.

Сейчас рукодельницы и вышивальщицы должны прилипнуть к мониторам, так как мы начинаем рассматривать одну из самых красивых частей костюма тореадора chaquetilla — короткий толстый камзол (точнее, куртку) с нашитыми сверху надплечниками и с прорезями подмышками, сделанными специально, чтобы не мешать движениям рук.

Он украшается кисточками из золота и серебра. С плеч также свисают кисточки.

Под камзолом (курткой) жилетка (chaleco),такая же негнущаяся, очень твердая, простеганная специальной корсетной тканью. И рубаха, обязательно белая, из тончайшего батиста с жабо. Талию тореро опоясывает фохин (fajin) — широкий многометровый пояс, который образует тоже своеобразный корсет. А еще мы забыли корбатин (сorbatin) — галстук, который совпадает по цвету с поясом.

Каждый костюм тореадора — зашифрованное послание. Все в нем — тайный шифр: цвет, узор, как располагается вязь золотых и серебряных вышивок, полудрагоценных камней.

Тайный шифр тореадорского костюма знают только два человека: маэстро, который его создает и тот, для кого он создается.

Торерос, матадоры — люди все с очень непростыми судьбами, с неповторимыми, сильными и нелегкими характерами. Тореадоры выходят на бой с быком в костюме, который называется в Испании «трахе де лусес» (traje de luces), что переводится как «блистательные одежды». Они действительно блестят и переливаются от количества золотой и серебряной вязи, полудрагоценных камней их украшающих.

Тореадор идет навстречу с бойцовским быком, как если бы он шел на королевский прием. Своим костюмом он демонстрирует самое высокое уважение к благородному сопернику.

Но если вы подумали, что это все, что можно узнать о костюме тореадора, то вы ошиблись. К многочисленному тореадорскому облачению относятся еще три плаща и шпага. Последние четыре атрибута одеяния тореадоров не одеваются, а несутся в руках. Капоте (боевой плащ capote de brega) — это тяжеленный плащ, розовый с одной стороны, желтый с другой. С капоте тореадор работает на арене, завлекая быка. Самый маленький, кровавого цвета плащ — мулета (muleta). Этот плащ смертельный. С ним и с эстоком (estoque) — шпагой происходит последнее действо. Но свое внимание мы уделим капоте де посео (capote de paseo) — парадному плащу.

Это одна из самых роскошных частей одеяния тореадора, с которым он выходит перед битвой на арену во время церемонии открытия корриды. Плащ одевают непосредственно перед выходом, повязывая определенным образом. После церемонии плащ вешают на ограждение арены в том месте, где расположена квадрилья тореадора.

На следующей фотографии хорошо видно, как на фоне самого высокооплачиваемого тореро Хулиана Лопеса («Эль Хули») висят парадные капоте.

И если костюмов у преуспевающего тореро может быть очень много (у Эль Хули, к примеру, их более 80! — и это только костюмы света!), то парадных капоте, как правило, два, реже три. Поэтому довольно часто этот предмет костюма появляется на корриде как специальный приз, трофей для особо отличившегося матадора.

Вышивка гладью, полудрагоценные камни, золотые и серебряные нити, пайетки, бисер, шелк… Мое сердце обливается слезами, я тоже хочу такой плащ!

Чаще всего в плащи вышивают цветочным орнаментом. Он может быть многоцветным или монохромным. Так же часто используются религиозные мотивы. У любого орнамента, наверняка, есть история, уходящая корнями в прошлое, как и традиция складывать плащ рисунком внутрь и одевать только перед выходом на арену во время церемонии открытия корриды, после нее плащ больше не надевают. Но сегодня мы не будем изучать традиции. Сегодня мы наслаждаемся мастерством маэстро, создающих эту красоту.

Тореадорские облачения настолько многочисленны и, к тому же, их так тяжело одеть, что процесс занимает целый час, а то и два. И это при наличии помощников. Как после этого мужчины смеют упрекать нас, женщин, в долгих сборах.

Практичен ли костюм тореадора? В среднем, он служит тореадору четыре корриды. На создание костюма уходит до пяти месяцев работы, от идеи дизайна, подбора материалов, тканей, украшений до воплощения. От первой до последней примерки — сорок дней.

40-50 человек заняты в создании костюма для тореадора, не побоюсь этого слова — шедевра портновского искусства.

При этом цена костюма 3000 евро, что, по-моему, мало на фоне вложенного труда.

Но можно приобрести и более бюджетный вариант. Белый костюм (на фотографии ниже) с машинной вышивкой обойдется в 1500 евро.

Людей, шьющих костюмы тореадоров всего шесть в мире и все они испанцы. Один из них Хусто Альгаба (Justo Algaba) уже сорок пять лет создает облачения для тореадоров.

В его костюмах выступали легенды тореадорского боя, выступают и нынешние поколения тореадоров в Испании, Португалии, Мексике, Франции. Созданные Хуста Альгабой облачения выставлялись в Метрополитен музее Нью-Йорка, а оперные театры Парижа, Лондона, Амстердама заказывают ему свои костюмы для театральных представлений. Есть в списке его работ и необычные экземпляры, как, например, костюм, оформленный в стиле Пикассо.

Или костюм в морской тематике.

А вот еще один необычный костюм. На фотографии Хуан Хосе Падилья, признанный одним из лучших матадоров современности. Как-то раз его выступление закончилось неудачно – после ужасного столкновения с быком он потерял левый глаз, а его лицо было частично парализовано. Спустя всего 5 месяцев после травмы, Падилья вернулся на арену. К его возвращению Хусто Альгаба сшил особый костюм – цвета verde esperanza — «зеленый надежды», и вышил лавровыми листьями.

Я сто раз видела фотографии тореро, но я раньше не видела, то, что я разглядела, готовясь к этой публикации. Слова «костюм тореадора» наполнились смыслом, трудом, духом, любовью, историей и стали по настоящему покорившими и удивившими меня сияющими одеждами.