Французский soutache: интервью с Аннетой Валюс
  • Рубрика: Интервью
  • Виды творчества: 

Сегодня мы обратим свой взор в сторону романтичной Франции. Гостем рубрики «Наши за границей» стала Аннета Валюс, мастерица, которая живет во французском городе Нант и там создает свои великолепные сутажные украшения. Как муж вдохновил Аннету создавать украшения, какую свою работу она считает самой масштабной и как поверила в материальность желаний, мастерица рассказала в своем интервью.

— Аннета, Вы создаете замечательные, роскошные и очень нежные украшения. Сколько лет Вы уже посвятили этому творчеству? Как Вы поняли, что это именно то, с чем Вы хотите связать свою жизнь? Как Вы осваивали мастерство?
— В далеком 2006 году в поисках подарка ко дню рождения дочери мы с мужем наткнулись на детский бисерный набор для творчества. Честно признаться, я не воспринимала бисер серьезно, для меня он представлял собой либо детские фенечки, либо что-то унылое на леске. Но я просто не знала, каким бывает бисер! Так бы и не узнала, не будь мой муж таким любознательным. Он заинтересовался, что же можно делать из этих маленьких разноцветных шариков, нашел фотографии потрясающих изделий в интернете, и я пропала!

Я очень долго изучала сайты, посвященные бисеру, материалы и техники, использованные в понравившихся мне работах, ассортимент бисерных магазинов. И наступил момент, когда мне захотелось попробовать сделать что-то самой. Осенью 2007 года я купила первые заветные пакетики японского бисера и стала осваивать разные техники бисероплетения. Это было время расцвета различных форумов, где рукодельницы свободно делились информацией, выкладывали схемы и фотографии своих работ, чем только подхлестывали мой интерес к этому виду творчества.

В начале 2008 года я увидела фотографии украшений израильского дизайнера Dori Csengeri, они совершенно покорили меня своим изяществом и обилием красок! Украшения с сутажем, наряду с изделиями из кожи, я видела и раньше в Москве в художественных салонах, но мне тогда даже в голову не приходило заниматься их изготовлением. А тут я подумала, почему бы не попробовать? Что такое сутаж я уже знала, в 80-е годы моя мама увлекалась макраме, и у нас дома были целые мотки сутажа разнообразных расцветок. Так началась моя любовь к этой технике, которая продолжается и по сей день. Когда я начинала, не существовало никаких обучающих пособий или мастер-классов, мне пришлось до всего додумываться самой и в некотором роде «изобретать велосипед». Так что я самоучка, и возможно, другие мастера, работающие в этой технике, используют совсем другие приемы.

— Каким было первое украшение, которое Вы продали на Ярмарке Мастеров?
— Мой самый первый опыт продаж на Ярмарке Мастеров был не совсем удачным: украшения, сделанные на заказ не были выкуплены. Но к счастью, это меня не остановило и с лихвой окупилось последующими отзывами благодарных клиентов. Первыми украшениями, выставленными мною на Ярмарке, были работы из бисера, выполненные в технике вышивки и плетения. Прежде чем предлагать изделия из сутажа, я должна была убедиться в их качестве. Это капризный материал, он может выглядеть как роскошно, так и ужасно. Сутажная техника требует определенных навыков и много терпения.

— Вы не только мастер своего дела, но и автор нескольких книг с подробными уроками по сутажной вышивке и бисероплетению. Расскажите, как родилась идея их написать, благодаря кому они увидели свет.
— Когда я начала осваивать сутажную технику, как я уже говорила, мне пришлось до всего додумываться самой. Никакой литературы не существовало, зато приверженцев украшений из сутажа становилось все больше. В какой-то момент у меня возникла идея написать книгу. Но с чего начинать, как ее издавать, я абсолютно не представляла... Вскоре я получила письмо от редакции московского издательства, в котором мне предлагали написать книгу о сутажной вышивке. Как тут не поверить, что наши желания материальны! Так родилась моя первая книга, на русском языке.
Похожая история получилась и с американским издательством. Со мной связалась редактор, увидев мои работы на выставке конкурса BeadDreams, и следом за интервью предложила написать книгу. Обе книги совершенно самостоятельные, по-разному структурированы, с разными моделями. Американская книга была недавно переведена на русский язык.

— Как Вы решились на переезд во Францию? Какой Вы видите эту страну, как она приняла Вас?
— Как раз 20 лет назад я приняла решение, коренным образом изменившее мою жизнь, я уехала на учебу во Францию, казалось бы на год, а в результате оказалось, на целую жизнь. Я вышла замуж за француза, у нас двое самых любимых крошек, семнадцати и пятнадцати лет, время летит так быстро! Я сразу попала во французскую среду и довольно быстро адаптировалась. Сейчас уже я чувствую себя одинаково комфортно как во Франции, так и в России. Мы неоднократно переезжали и мне посчастливилось побывать в разных французских регионах. Последние 5 лет мы живем в городе Нант, недалеко от Атлантического океана. Я стараюсь использовать каждую возможность, чтобы поехать на побережье, побродить по пляжу, вдохнуть морской воздух, для меня это наслаждение и источник сил и вдохновения.

— Имеются ли у Вас постоянные клиенты среди француженок? Насколько их вкус на украшения расходится с предпочтениями наших соотечественниц?
— Большинство моих украшений находит своих хозяек на просторах России и бывших союзных республик. Но, конечно же, у меня есть покупательницы в Европе и Америке. Я бы не сказала, что вкусы француженок сильно отличаются, здесь дело скорее в принципиальном подходе к ручной работе. Большинство понимает, что авторская бижутерия не может быть дешевой, ценят ее и восторгаются, но покупать предпочитают недорогую пластмассу или металл, которые можно менять чуть ли не каждый день, по принципу «поносил и выбросил». Чего я не могу сказать о русских женщинах, которые больше ценят эксклюзив и выбирают аксессуары, подчеркивающие их индивидуальность.

— Вы часто приезжаете на Родину? Скучаете ли Вы по ней?
— Безусловно! Мне жизненно необходимо приезжать в Россию, в Москву. Здесь я родилась, выросла, здесь живут мои друзья, которые составляют неотъемлемую часть меня самой, здесь могилы моих родителей... Безумный московский ритм сильно отличается от размеренной жизни во французской провинции, для моего внутреннего равновесия идеально совмещать и то и другое. Я стараюсь приезжать пару раз в год, иногда получается чаще, иногда реже. В последние годы я совмещаю мои поездки с проведением мастер-классов, участием в выставках. Эти приятные и ответственные события обогащают мою жизнь и дают возможность знакомства и общения с удивительными людьми.

— В чем Вы черпаете вдохновение для своих работ? Оказал ли переезд значительно влияние на Ваше творчество?
— Было бы лукавством не сказать, что Франция меня вдохновляет. Страна с глубокими культурными традициями, богатой архитектурой, прекрасными пейзажами. Хотя здесь мне часто говорят, что в моих украшениях чувствуется русский стиль.
Я часто ассоциирую свои работы с музыкой, поэзией, древними мифами и легендами. Работая над украшениями я мечтаю и наслаждаюсь. Здесь, наверное, сказывается то, что в моей семье все женщины были увлечены ручной работой. Бабушка потрясающе вышивала и профессионально шила, она и научила меня хорошо шить, когда я была еще совсем маленькой. Мама всегда вязала и постоянно осваивала новые виды рукоделия, такие, как макраме или искусство составления букета. Я получаю огромное удовольствие создавая красоту и помогая женщинам чувствовать себя увереннее и прекраснее. Начав изготовление собственных украшений, я поняла, что мне не хватало именно такого вида самовыражения.

— Как Вы создаете свои украшения? Сколько времени обычно проходит от задумки до воплощения? Какая часть творческого процесса нравится Вам больше других, а какую Вы считаете самой сложной?
— У меня нет какого-то устоявшегося порядка работы над новым украшением, иногда я отталкиваюсь от идеи, иногда от материалов, цветового сочетания, просто настроения. Прежде чем приступить к работе я стараюсь сделать несколько эскизов, но часто весь процесс проходит в моем воображении, я «вижу» конечный результат. Иногда в начале работы у меня возникает несколько вариантов ее продолжения. Тогда я выбираю один из них и делаю наброски других, чтобы, возможно, использовать в дальнейшем. Не скрою, больше всего мне нравится процесс подготовки: разработка модели, подбор материалов и цветового сочетания, продумывание технических приемов. Само исполнение — это уже вопрос техники и времени, и для меня не настолько увлекательно. Некоторые работы рождаются на одном дыхании, некоторые нужно отложить и пересмотреть через какое-то время свежим взглядом для достижения той гармонии, которую я пытаюсь найти в каждой своей работе.

— Есть ли у Вас фавориты среди созданных Вами украшений? Может быть, какие-то экземпляры рождались в особенной атмосфере или по особому поводу?
— С 2010 года я регулярно принимаю участие в международном конкурсе BeadDreams, конечно, работы, сделанные для этого конкурса, для меня особенные. Я стараюсь не повторяться, придумывать какие-то новые сочетания материалов, осваивать новые технические приемы. Пожалуй, на сегодняшний день колье Jurassic является самой масштабной и сложной моей работой, и мне особенно приятно, что оно было оценено членами жюри.

— Читателям будет интересно узнать о том, как организовано Ваше рабочее пространство. Есть ли у Вас какие-то хитрости, чтобы сделать место для творчества максимально функциональным и уютным?
— Мой рабочий стол находится в спальне, непосредственно под окном. Для работы с бисером и сутажем освещение играет первостепенную роль. Я бы не смогла обойтись без лампы дневного света, которая выручает меня в вечернее и ночное время. Да, я, как и многие, люблю работать по ночам, в тишине, не отвлекаясь на бесконечные домашние дела. Длинный стол всегда завален материалами и начатыми проектами, я, как правило, работаю параллельно над несколькими украшениями.

— Чем еще Вы с удовольствием занимаетесь, помимо создания украшений, что Вы можете назвать своим хобби? Как Вы предпочитаете проводить свободное время?
— Я страюсь проводить как можно больше времени со своей семьей, это моя опора и источник счастья. Люблю путешествовать, открывать для себя и пробовать что-то новое, люблю перемены.

— Можете ли Вы назвать каких-то людей своими кумирами в творчестве?
— Творчество — очень широкое понятие, и я придерживаюсь правила не возводить кого бы то ни было в ранг кумира. Но тем не менее, я восторгаюсь работами многих талантливых мастеров, в частности здесь, на Ярмарке Мастеров. Среди авторов, творчество которых мне особенно импонирует, не могу не назвать Аллу Масленникову, Ольгу Шумилову, Гузель Бакееву.

— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— Не уверена, что я хороший советчик в этом вопросе. Создание украшений я все же отношу к своим хобби, несколько боюсь превращать его в полноценную работу, боюсь потерять вдохновение и удовольствие от процесса. Творческие люди часто очень трепетны и любые неудачи или резкая критика могут легко подорвать веру в себя. Здесь важно не терять свою путеводную нить, ставить конкретные цели и идти к ним пусть мелкими, но верными шагами. И конечно же, творческий процесс должен доставлять удовольствие, ведь вещи, сделанные с любовью и душой, особенные и притягивают ценителей ручной работы.

Магазин Аннеты Валюс>>

Как стать героем интервью >>