Бисер благоуханный: очарование работ мастериц 19 века

В далеком 2012 году я приехала в Санкт-Петербург и специально съездила в Павловск (признаюсь, впервые в жизни!)

Как раз в тот период жизни у меня был острый приступ безумной любви к бисеру, а также всему, что с ним связано).

В Павловском Дворце расположена постоянная экспозиция, посвященная старинному бисеру.
Аналогичная была в Москве, в Останкинском Дворце. Теперь Дворец закрыли на капитальный ремонт, который, конечно же, никто толком не проводит, наверняка, коллекция будет частично утеряна (я видела одну из бисерных сумочек из этой коллекции на выставке в Москве — продавалась, увы, ну это так, к слову).

Так во,т в Павловске ничего такого, к счастью, нет. Выставка работает, экспозиция высочайшего класса (вообще в Питере можно найти в разных музеях достойнейшие образцы старинных бисерных работ). Вот я на нее и направилась, и конечно, ничуть не разочаровалась.

Но как, как, как запечатлеть эту красоту? Конечно на фото.

На что хочу обратить внимание: на выставке представлены работы, вышитые барскими пальчиками: так работать можно только "для себя", а не на скорость и на продажу.

Посмотрите, сколько оттенков бисера на пышных розах — не меньше 7. На листьях — не меньше 5.

Какой рисунок, какая композиция, какой изумительный бисер разных фактур: непрозрачный, полупрозрачный, цветной опалесцирующий. И таких естественных цветов! Почти нет богемского (трехгранного), но часто и с умом применяется шарлотта — бисер с одной отполированной гранью.

Он, конечно, венецианский, потому что в короткий период "золотого века бисера в России" 1812-1825-32 (от силы) бисер в усадьбы заводили только из Венеции, и мы можем воочию видеть это роскошество!

С данных фотографий вполне можно сделать рисунок, и его можно использовать как обучающий матриал, чтобы вышить бисером идеальную "розу благоуханную", от которой веет свежестью и дивным ароматом.

Это последние фотографии—- вязаные с бисером чубуки, тут рисунок более стилизован, меньшее число цветов для передачи каждого элемента, но как он гармоничен, контрастен, прихотлив! Представляю, как приятно было отцу семейства — "батеньке" вечером сесть в любимое кресло, надеть любимый халат и взять в руки такой вот чубук и, покуривая душистый табачок, чувствовать любовь и поддержку своей семьи.

Связано мелким бисером, много шарлотты использовано (но не на всей работе, конечно!) — видно, как сияют грани.

А сами бисеринки — посмотрите на эти редкие, изысканные цвета. В столь любимом многими японском бисере такие редко встретишь. Я не спорю, он очень красивый, но им нельзя сделать подобные работы, не будет "слышно" нежного благоухания от венка садовых цветов, работа будет более декоративна, контрастна, ярка.

Причем обратите внимание: этот старинный бисер — очень неровный, потому что он был настолько дорог, что в работу шли любые бисеринки, какие были у дамы.

Сама композиция, отрывки из которой я здесь помещаю — это бисерная вышивка, я выбрала лучшие фрагменты. Общий рисунок снять не могла — это был бы смазанный и невзрачный снимок.

Я считаю эту вышивку эталонной как по композиции и исполнению, так и по качеству бисера. Обожаю полупрозрачные опалесцирующие цветные сорта бисера. Сейчас таких нет, к сожалению.

Что касается экспозиции бисера в Павловском Дворце в окрестностях Санкт-Петербурга, то там, конечно, есть и другие работы, не менее прекрасные, просто данная вышивка, фрагменты которой я смогла сфотографировать — сияет "как звезда во мраке ночи в небе чистом"!

И сможет ли когда-либо человечество иметь подобный образец, учитывая, что его не из чего будет исполнить?

Лично для меня это большая боль.