Фетр или войлок — бобр или кролик?, или Почему у Безумного Шляпника рыжие волосы

«Бобры добры ушли в боры» — мудрая скороговорка и очень жизненная. Как вы думаете, почему бобры ушли в боры? Вот об этом и о многом другом моя сегодняшняя повесть.

Думаю, эту статью читают не только заядлые фелтмейкеры, но и самые разные люди. И все имеют какое-то представление о фетре и войлоке. Свое мнение об этих материалах было и у меня, пока… Пока мне не понадобилось найти информацию о бобровом пухе. И тут все мои представления рухнули, разбившись об академическую реальность.

Если вы столкнетесь с качественным современным войлоком (ручной работы, разумеется), то очень быстро поймете, что это уже давно не только валенки, но и легкие невесомые платья, ювелирные украшения и изысканные предметы интерьера. А фетр, что фетр? Зайдите в любой магазин рукоделия, и на ваш выбор будет представлена стопка разноцветных листов. Все они имеют разную толщину, но примерно одинаковый состав, в котором шерстью даже и не пахнет. В основном — это искусственные или синтетические волокна, даже не свалянные, а скорее склеенные между собой. Шерстяной или хотя бы полушерстяной фетр в обычных магазинах найти крайне сложно.

И вот с такой реальностью в голове я читаю первое же определение, в котором упоминается фетр:

Войлок — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти. Сорта войлока, изготавливаемые из тонкого пуха кроликов или коз, известны под названием фетр (от фр. feutre). Фетр с коротким, густым и мягким ворсом называется велюром.

Из тонкого пуха кроликов и коз! Вы представляете?! Вот так дела...

Помимо этого оказалось, что в иностранных языках фетр и войлок чаще всего называются одинаково. Поэтому, чтобы узнать, о чём идёт речь, надо уточнить, о каком материале конкретно говорится, из каких видов шерсти его производят.

Получается, что фетр в изначальном варианте — это самый элитный сорт войлока (а не то, что мы сейчас видим в магазинах).

Насколько я понимаю, в шляпном производстве и сейчас используются колпаки из настоящего кроличьего или заячьего фетра. Думаю, он достаточно мягок и нежен, ведь толщина его волокна 9-15 микрон, тогда как самый тонкий меринос начинается от 14 микрон, а чаще всего используется шерсть 18 микрон. Но позвольте, сколько же надо убить кроликов, чтобы получить одну фетровую шляпку? И мало того, кроличья шерсть не валяется сама по себе, поэтому для повышения валкоспособности ее еще необходимо протравить серной кислотой… Вот и думаешь уже, что гуманнее — шапка из одной лисы или шляпка из полутора десятков кроликов? Но если все вокруг видят, что на тебе меховая шапка, то кто же нынче знает, что ради фетровых шляп… ой, что-то меня понесло…

Так при чём же здесь бобры? А все дело в том, что именно бобровый фетр считался самым лучшим на протяжении трех веков. Возможно, вы слышали упоминания о так называемых «касторовых» шляпах. Это как раз шляпы из бобрового пуха, ведь латинское название бобра — castor.

Итак, начиная со средневековья, в Европе из бобрового подшерстка (кстати, самого густого из всех пушных зверей) изготавливались лучшие сорта фетра для головных уборов, и до 20 века термин «фетр» применялся исключительно к таким изделиям. Касторовые шляпы передавали по наследству. В XVIII веке шкурки и мех бобра стоили почти в 50 раз дороже кролика и зайца. Французские торговцы перепродавали ношеные шляпы в Испанию, потом в еще более бедную Португалию, а оттуда, совсем уже ветхие, шляпы везлись в Африку, где их меняли на слоновую кость.

На изготовление одной шляпы высшего качества уходило десять бобровых шкур. Даже сегодня стоимость фетровой ковбойской шляпы определяется тем, каков в ней процент шерсти бобра.

На Руси шляпы, как таковые, появились в 1630-е годы. Их закупали для царского двора и офицеров регулярных полков. Популярны были шляпы из фетра и войлока, самыми дорогими были модели, свалянные из бобрового пуха. В самом начале XVIII века Петр I велел своим подданным сменить традиционные шапки на европейские шляпы. В 1701 году царь издал указ «О делании шляп из бобрового пуху и из заячьей шерсти, и о не отпуске за море бобрового пуху».

Касторовые шляпы ценились за лёгкость, тепло, красоту, водонепроницаемость и долговечность. Наконец, бобры стали исчезать. Стали смешивать бобровый подшёрсток с заячьим или кроличьим. И тут-то начинаются чёрные страницы в биографии фетровой шляпы. Для того, чтобы смешать более дорогую шерсть с менее дорогой и получить при этом красивый и дорогой фетр, стали применять в производстве шляп… ртуть. Дело в том, что на концах бобровых ворсинок имеются зазубринки, которые обеспечивают плотное переплетение и качественный фетр, а у кроличьих и заячьих ворсинок этих зазубринок почти нет. А потому стали использовать препараты с содержанием ртути, чтобы после обработки ими, заячьи и кроличьи шкурки имели те же свойства, что и бобровые. Травильный раствор имел яркий морковный цвет и намертво въедался в кожу рук.

Думаю, теперь понятно, откуда взялся образ «безумного шляпника» из «Алисы в стране чудес». Французские шляпники с XVIII до начала XIX века были обречены на короткую жизнь. Но и жизнь городов, где производились фетровые шляпы, была в смертельной опасности. Как показывают исследования многие шляпы из фетра, хранящиеся в Музее Виктории и Альберта, до сих пор содержат достаточно ртути, чтобы причинить вред здоровью тех, кто имеет с ними дело.

Вот такая вам история о фетре, войлоке и бобрах…

Всегда ваши, Таня и бобр Валенок :)