Азулежуш - португальская керамика - продолжение истории

Азулежуш – это традиционные для Португалии керамические глазурованные плитки, которые на протяжении нескольких веков широко применяются в архитектуре. Азулежуш используются для украшения фасадов домов, в качестве вывесок и табличек с названиями улиц, а также для составления великолепных панно не только в интерьерах церквей и замков, но также железнодорожных вокзалов и станций метро.

В первой части http://www.livemaster.ru/topic/154713-azulezhush-portugalskaya-izraztsovaya-keramika мы уже говорили об истоках этого национального искусства Португалии.

Слово азулежуш имеет арабские корни и переводится как «маленький полированный камушек». Завезенное на Пиренейский полуостров в VIII веке традиционное мавританское ремесло изготовления керамических изразцов с тех пор претерпело ряд изменений не только в технике исполнения, но и в сюжетной композиции.

До конца XV века ремесленники Андалусии изготавливали большие глиняные панно, которые потом покрывали разноцветной глазурью. После обжига эти панно разрезали на части и декорировали ими различные поверхности. Этот трудоемкий и долгий процесс был неудобен также тем, что требовал сопровождения мастера во время транспортировки до пункта назначения из-за ее высокой хрупкости. Возможно, именно поэтому на территории Португалии сохранилось не так много образцов плитки этого периода. Тем не менее, ее можно посмотреть в пригороде Лиссабона – Синтре, в королевском дворце

В XVI веке меняется способ изготовления азулежу, одно техническое нововведение привело к появлению того изразца, который мы видим и сегодня: квадратная плитка с гладкой полированной поверхностью, украшенной орнаментом или рисунком. Проблемой изготовления разрисованной плитки было то, что краски того времени были только на водной основе и смешивались как во время нанесения рисунка, так и во время обжига. Чтобы избежать этого смешивания стали использовать «барьер», сделанный из льняного масла и марганца, который отделял зону одного цвета от другого. На сырой глине, согласно эскизу будущего рисунка, делались небольшие борозды, которые и заполнялись этой масляной смесью. Такие борозды не позволяли краске разливаться по поверхности плитки.

В конце XVI века вновь изменилась технология изготовления азулежу. Благодаря появлению нового вида эмали и красителей стало возможно наносить рисунок непосредственно на «остекленную» поверхность. Эта новая техника получила название майолики. Она состоит в том, что на уже прошедшую обжиг плитку покрывают специальной эмалью, затем плитка снова отправляется в печь. После этого наносятся особые пигменты на основе металла (разные виды металла дают разные цвета: железо – красный, кобальт – синий, сурьма – желтый и т.д.) и снова ставят в печь, а ожидаемые цвета проявляются только после обработки очень высокими температурами. Вместе с этой привезенной из Италии техникой в искусство изразца пришли мотивы Возрождения.

В конце XVII века под влиянием различных факторов вновь изменилась эстетика азулежу. Португальские мореплаватели, побывав на Востоке, привезли в Европу бело-голубой китайский фаянс, который быстро завоевал популярность и вошел в моду. С тех пор многоцветность португальского изразца сменилась монохромностью, основную часть плиток стали изготавливать в сине-голубых тонах на белом фоне.

Классическим образцом азулежуш можно считать кобальтовый рисунок на белом фоне. Именно такая техника использовалась в XVIII веке, при которой блеклая синяя краска после обжига становилась насыщенной и яркой.

Китайское влияние проявилось в технологиях и сюжетах португальского азулежу, но и в Китае, в свою очередь, мастера перенимали португальский стиль, изображая в своих работах не только традиционные орнаменты, как принято было раньше, но и геральдику, сцены из жизни, архитектурные композиции.

Менялись эпохи, менялись и модные тенденции, и способы изготовления изразцовой плитки. Так первые азулежуш имели геометрический орнамент в соответствии с исламской традицией, но постепенно керамические панно стали отображать библейские и фольклорные мотивы, а также важные исторические события, и сегодня по изразцам азулежуш можно читать историю Португалии.

Едва попав в Португалию - в ее прекрасную столицу Лиссабон или один из небольших городков на побережье или в центре страны - каждый мгновенно понимает: керамическая плитка - это особая любовь Португалии. Ею выложены внутренние стены ресторанов и офисных вестибюлей, фасады частных и общественных зданий, стены метро - одного из самых красивых в мире.

Португальская плитка везде и всюду. Древняя и современная, цветная и однотонная, крупная и мелкая - строительная облицовочная керамика всех сортов делает "лицо" Португалии, создает ее настроение, атмосферу, рассказывает о культуре этой страны.

Нужно ли удивляться, что Португалия сегодня находится в числе лидеров по производству строительной облицовочной керамики, что керамическая плитка Португалии востребована во всем мире и успешно конкурирует с лучшей продукцией других стран, традиционно занимающихся этим производством.

По материалам Института Камоэнса, азулежу-рф, и других интернет-источников.

Благодарю за внимание. Вдохновения и удачи!