Мастер-класс по живописи маслом. «Зимняя сказка»
  • Рубрика: Мастер-Классы
  • Виды творчества: Живопись

Я художник, пишу картины маслом в различной технике — классической, мастихином и смешанной. В предверии новогодних каникул и праздников я решила сделать мастер-класс по зимнему пейзажу. Мастер-класс сможет осилить даже новичок, с минимальным набором материалов. Это мой первый мастер-класс, не судите строго. На все вопросы отвечу в комментариях.

Итак, начнем.

Прежде чем приступить к работе, необходимо выбрать картинку, с которой мы будем работать. Эта картинка из интернета. При ее выборе я опиралась на интересную и не сложную композицию. Картинку мне пришлось обрезать, так как полностью она не была интересна.

Для мастер-класса вам понадобится:

  • холст на подрамнике или на картоне 20*30 (предварительно прогрунтованный грунтом акриловым художественным);
  • разбавитель слабопахнущий (Сонет);
  • баночка для кистей;
  • кисти — тонкую и две широкие;
  • мастихин маленький;
  • уголь древесный (художественный, рисовальный);
  • палитра (это кусок пролакированой фанеры или кусок пластика);
  • салфетки бумажные;
  • тряпочка (для вытирания кистей).

Краски масляные, следующих цветов: белила цинковые, неополитанская оранжево-желтая, жёлтая светлая, охра золотистая, голубая, синяя средняя, ультрамарин, голубая «ФЦ», марс коричневый. Краски на палитре располагаем в таком порядке — справа на лево, от светлого к темному. Сначала белила — далее все остальные цвета по мере убывания их светлоты.

Далее необходимо сделать предварительный рисунок, наметив только самое главное, отбросив все мелочи. Продумываем композицию и перенос картинки на холст начинаем с линии горизонта (линия на уровне наших глаз). Линия горизонта не должна совпадать с осью холста. Она либо выше, либо ниже линии горизонта — в нашем случае ниже линии горизонта. Рисунок мы делаем древесным углем — это самый безопасный и удобный материал для рисунка на холсте. Если вы сделали ошибку, то уголь очень легко убирается с холста легким движением тряпочки.

После линии горизонта, смотря на картинку, мы рисуем речку, линии берегов, деревья на противоположном берегу, кусты на переднем плане. Получается вот такой предварительный схематичный рисунок.

Уголь легко снимается с холста, поэтому непосредственно перед живописью необходимо закрепить грунт разбавителем. Окунаем тонкую кисть в разбавитель и обводим рисунок. Минут 10 даем высохнуть.

И вытираем не нужные линии тряпочкой.

Теперь приступаем к живописи. Большой кистью берем белила и смешиваем с синей средней — это будет темный участок неба.

Пишем темный участок неба.

Светлые участки пишем так — белила смешиваем с голубым цветом. Краски кладем на холст плотно, пастозными мазками, чтобы не было белых участков холста и черного рисунка углем.

После неба пишем темные участки на снегу — голубая «ФЦ» с белилами.

Реку пишем смешением охры золотистой с ультрамарином, с небольшим количеством белил. Отражение в воде пишем пастозными вертикальными мазками, чтобы выразить всю глубину и холод спокойного течения воды.

К линии горизонта мы добавляем больше белил в цвет воды, а на переднем плане пишем воду практически без белил. Чем ближе к нам, тем вода становится темнее.

Пишем тени на деревьях и кустарнике — синяя средняя с небольшим количеством белил. Тени на деревьях темнее неба.

Далее свет на деревьях — желтая средняя с белилами.

Кустарник — билила с неополитанской оранжево-желтой. И пишем светлые участки на снегу белилами с желтой средней.

Теперь прорисуем стволы и ветви деревьев. Марс коричневый темный в смеси с небольшим количеством ультрамарина. Тонкой кистью прорисовываем основную массу стволов на переднем плане, ветви куста.

Итак, мы сделали прописку. Необходимо далее проработать более детально деревья, передний план. Деревья, покрытые инеем очаровали меня, но тут же возник вопрос — как передать этот тонкий узор зимних деревьев? И я решила, что тут необходимо использовать «штамп», им ставят оттиски, похожие друг на друга по форме и цвету. Поэтому нам необходимы салфетки, которые в смятом виде и будут служить нам «штампом».

Необходимо большое количество белил.

Смятую салфеточку — можно «розочкой», можно произвольно — прикладываем к белилам на палитре и набираем краску. Оцениваем наш «штамп» как кисть.

И прислоняем «штамп» с небольшим нажимом на холст.

Получаем иней! Добавляем не много желтого, не много неополитанской оранжево-желтой — изображаем солнечный свет на деревьях.

Иней на кусте так же делаем «штампом» с добавлением к белилам желтого оттенка.

Таким же образом смешиваем белила с синей средней и «штампуем» иней в тени деревьев.

Отражение стволов в воде пишем тонкой кистью марсом коричневым с ультрамарином — в воде отражается лишь основная часть стволов!

Теперь перейдем к написанию снега. Берем в руки мастихин, краску с палитры, как «масло» берем ножом.

Берег пишем белилами со смешиванием в небольшом количестве с желтой краской.

Накладываем краску мастихином на холст — как бы намазываем ее, мазок или удар мастихина должен ставиться один раз — нельзя его переделывать, он теряет лёгкость и изящность. Мастихин прикладываем торцом к холсту и протягиваем краску от вершины берега к краю картины.

Вот такой красивый, мощный мазок. Мастихином можно накладывать различные мазки, «лепить» форму берега, сугробов. Получаются фактурные, объемные мазки. Тень на берегу пишем смешением голубой «ФЦ» с белилами. Напишем мощными мазками передний план, и более спокойными — горизонтальными — противоположный берег.

Линию берега возле воды проводим концом мастихина с краской — голубая с белилами — горизонтальной линией.

Ветки на переднем плане процарапываем кончиком мастихина без краски.

Вот такая волшебная зимняя работа у нас получилась! В завершении я добавила по своему вкусу иней над водой и убрала туман, потому что иней нравится мне больше. Я художник, я так вижу!

Писать нужно смело и с настроением. Жду ваших отзывов, и главное — чтобы мой урок помог вам окунутся в волшебство зимы и живописи!

Пробуйте, мои дорогие! Верьте в себя! Пишите! Удачи!

С уважением, ваша художница, Кравченко Ирина