Стимпанк как направление современной культуры. Часть первая

Введение.

О стимпанке говорилось уже немало. К написанию статьи меня сподвигло несколько обстоятельств. Самое существенное из них — мой личный интерес к этому необычному и более чем экстравагантному направлению в современной культуре. Материал для статьи добывался мною из разных углов безграничного интернет-пространства и представлен читателю в обобщенном виде. Так что вся статья — сплошь плагиат. За исключением тех моментов, когда я излагаю мои личные соображения и мое личное видение предмета. А они не всегда могут соответствовать действительности — это просто мои личные соображения. Но я постарался выделить в тексте подобную отсебятину, используя речевые обороты типа «я так думаю», «как мне кажется» и далее в таком духе. В любом случае, всем, кто устал от плагиатов, «переливаний из пустого в порожнее» и всевозможного свободомыслия, статью лучше и не читать вовсе. А перед теми, кто все-таки отважится прочесть хотя бы часть всего этого безобразия, я хочу заранее извиниться. За возможные «где-то это уже было» или «а, я знаю, откуда это» простите меня великодушно! Ну, неоткуда мне больше черпать познания в этом направлении, кроме как из сети. Здравствуйте!

Раздел первый.
Без которого не было бы второго или «Вперед в прошлое».

Всякий уважающий себя гражданин, который хотя бы раз в жизни воспользовался машиной времени, до конца дней своих сохранит благоговейный трепет перед этим замечательным творением научной мысли и будет пребывать в непреклонной уверенности в том, что уважающему себя гражданину лучше бы от таких творений держаться подальше.

Посудите сами. Например, путешествия в будущее. Ведь с ними же одни неприятности. Нет, безусловно, интересно «слетать» куда-нибудь туда и подальше и поглядеть, как у них дела. А после что? Рассказывать друзьям, коллегам, озадаченным родственникам? Доктору?! Соседям по палате...? Поскольку, тащить оттуда в качестве доказательств что-либо легальным путем запрещено категорически. Нелегально можно. Как вариант нелегального груза — сувенир в кармашке в виде инопланетного таракана. Взять и провезти в тайне от всех и от себя в том числе. А он быстренько сориентируется тут по месту и мигом захватит у нас все, что можно, включая средства производства и прибавочную стоимость. Ну а уж болячку какую раздобыть, так это вообще за милую душу — такие варианты, будучи классикой жанра, даже на голосование не ставятся — отрабатываются автоматически и в приоритетном порядке.

С прошлым в этих отношениях намного проще — болезни проверены, события предугадываются, насекомые безопасны. Есть, конечно, шанс наступить случайно на прабабушку букашки, которая впоследствии — согласно плану — должна попасть на глаза будущему великому ботанику, пробудив в нем страсть к букашковедению и вытеснив из сознания страсть к тирании и власти. Не большой шанс, но не считаться с ним было бы неправильным. В противном случае, по возвращении можно многого не обнаружить, включая, собственно, и себя. Из этих же соображений руками там тоже лучше бы ничего не трогать. И, по возможности, никуда не ходить. В остальном все хорошо.

Таким образом, кодекс безопасности путешественника во времени прост, как яйцо, и сводится к двум элементарным правилам:
- в прошлом нельзя ничего;
- в будущее лучше не соваться.
Знай, выполняй и перемещайся себе, сколько твоей душе будет угодно.

В общем, меня радует то обстоятельство, что современная наука пока слаба по части перемещений во времени. И вообще гораздо лучше и безопаснее для окружающих устроиться в кресле с книгой и погрузиться в мир научной фантастики, предоставив ее героям по воле автора вытворять все, что автору заблагорассудится. Ну и «расхлебывать», соответственно, тоже.

Хотел бы я здесь сказать о том, что границ человеческая фантазия не имеет, но не скажу. Границы есть. Рамки, заборы — как угодно. Основная задача фантаста — найти дыру в этих заборах. Но не всякому это удается, поскольку «компас одаренности» есть не у всех. Вы пытались читать различных авторов-фантастов конца XX, начала XXI веков, известных всем приличным людям под разномастными псевдонимами типа Панкратий Всезнайский или Вальдемар Чу? Вот у этих точно — либо компаса нет, либо стрелка в нем запотела. Но, так или иначе, даже гениальные авторы-фантасты творят и фантазируют, опираясь на уровень мысли своей эпохи.

Мы живем в интересное время, в котором помимо великих Панкратия и Вальдемара есть еще такая мелочь, как научный прогресс. Именно сообразуясь с этим прогрессом, многие авторы современности творят, мыслят и фантазируют. И именно благодаря развитию кибернетики и прочих искусственных интеллектов, был однажды дан толчок литературному, а впоследствии и художественному стилю фантастики, известному под названием «киберпанк». И это я неспроста кругами тут хожу. Киберпанк, а вернее его создатели, тем или иным образом причастны и к Стимпанку. Но об этом чуть позже. А пока скажу, что Киберпанк — стиль высоких технологий, захвативших мир. Миром правят мегакорпорации, производящие киберпродукт, и система, подавляющая общество. Как следствие — всеобщий социальный упадок и безобразия разного рода. Процветает хакерство и киберпреступность. Между образом жизни общественной элиты и простого народа лежит глубокая пропасть. Выглядит мир примерно таким, каким он представлен на иллюстрации ниже.

Что же касается, собственно, Стимпанка, то он зародился в такое же точно, как и наше, интересное время, но чуть больше ста лет назад. В то время — время технической революции, когда полным ходом началось развитие механизмов и машин, авторы работали под влиянием прогресса технического. Безусловно, тогда, когда существовал только Steam (пар), а слова Punk (нехороший, скверный), возможно, и не было вовсе, ни о каком Стимпанке и не говорилось. Но начало было положено.

А сейчас — в современном мире — альтернативный стимпанковский вариант прогресса цивилизации от паровой машины и дальше — по пути развития исключительно техники в чистом, механическом виде — представляется очень увлекательным. А будучи вдобавок помещенным в наиболее подходящий, родной для него антураж Викторианской Англии, он становится просто неподражаемым. Читатель и зритель находят здесь и многообразие персонажей из разных социальных слоев, и полет технической мысли: паровозы и дирижабли, подводные лодки и механоиды, различные загадочные приспособления и неожиданные технические решения гениальных механиков и сыщиков, авантюристов и суперзлодеев, целеустремленных профессоров и не менее целеустремленных жриц любви. Вот так он и выглядит (и это весьма поверхностное описание). Поклонников этого направления великое множество, и работают они не только в области литературы. Воплощение идей стимпанка можно найти во многих видах художественного творчества — живописи, скульптуре, традиционной и компьютерной графике, моделировании, интерьерном дизайне и даже в музыке.

Раздел второй.
Немного истории, или «Приключения электроника».

Давным-давно, когда не было еще интернета, а мобильные телефоны не существовали даже в самых смелых идеях, один человек пришел к другому пошептаться. Нашептавшись, они отправились к третьему, а там и к четвертому. Потом дальше, дальше, пока ни собралось их в результате целое сонмище. Уселись они кружком, посидели, после чего один выступил вперед и заговорчески произнес:

- Ну?! И шо ви-таки себе думаете?! Какой нам навар через все эти глупости?!

Оказалось, что никакого. И что можно, конечно, и так, но лучше бы что-то сделать. Какое-то время все совещались, а после пришли к обоюдному решению: «Они так уже не хотят! А раз некоторые не хотят, то должны быть и такие, которые не могут!» Самым подходящим выходом из этого страшного тупика всем показалось решение о строительстве башни. Башни с основанием в тверди и флюгером где-нибудь в плотных слоях атмосферы. Как решили, так и сделали. Но в разгар строительства небеса вдруг возмутились и спустили запрос на проект — чертежи, сметы, расчет фундамента.

— Ой! Мы вас умоляем! — зашумели люди, но было уже поздно. Потому как наверху — там, знаете ли, все очень серьезно. И подобного пренебрежительного отношения там не понимают. В особенности, когда дело касается стандартов и нормативов. Распоряжение вышестоящей инстанции ждать себя не заставило и было суровым: «Строительство заморозить. Нарушителей привлечь к ответственности и применить к ним меру наказания в виде расселения мелкими группами с одновременным лишением возможности общаться друг с другом.» Такая вот случилась однажды чехарда.

Но человечество, тем не менее, не угомонилось. И всю свою дальнейшую сознательную историю продолжало настойчиво ставить эксперименты в области богоуподобления в целом и в сотворении некоего человекоподобного существа в частности. Много голов полегло на этом поприще, много было несправедливости и зла, а существо меж тем росло, крепло и совершенствовалось, по крайней мере, в теории. И прошло в результате долгий путь от разного рода големов и гомункулусов, воплотившись в конечном итоге в форме кибернетического организма. Опять-таки, по большей части теоретически.

В вопросах авторства идеи кибернетического организма разбираться можно долго. В моем сознании это понятие появилось одновременно с такими внушительными категориями как «перестройка», «орбит без сахара» и «видеосалон», исключительно благодаря фильму «Терминатор». Но в синематографе этот фильм точно не крутили. А писатели-фантасты дня вчерашнего и позавчерашнего, между тем, умудрились подобраться к теме достаточно близко. В конечном итоге, киберорганизм стал одной из центральных фигур литературно-художественного направления, известного под именем «Киберпанк».

— Автора, автора! — вполне возможно, уже восклицает читатель, преисполнившись желанием отрепетировать меткость кидания помидоров.

Конечно, конечно! Не беспокойтесь! Стимпанк будет. А пока, пожалуйста, наберитесь терпения. Ведь стимпанк — возвращаясь к первой главе — возник не вдруг и его, в некоторой степени, можно считать детищем киберпанка. А поскольку «некоторая степень» — это мое личное мнение, остановить свое внимание на киберпанке необходимо. Поэтому я продолжу.

Создателей-идеологов киберпанка, как уже отмечалось выше, хоть отбавляй. Основными же фигурами считаются американские писатели У.Гиббсон и Б.Стерлинг. Этих двоих принято считать, что называется, «папами» киберпанка и стимпанка, но «папы», к их чести сказать, с этим не очень согласны. А история вышла примерно следующая.

В 1983 году американский писатель Брюс Беттке прибежал к своему издателю держа, подмышкой рассказ под названием «Киберпанк». Он отдал рукопись, быстренько убежал и больше этой темы никогда не касался. По своему содержанию к предмету разговора рассказ имеет такое же отношение, как я к его написанию. То есть, ровным счетом никакого — я лично проверял. Гиббсон и Стерлинг в это время вовсю уже творили в киберпанк-стиле, но о том, как это именуется, они не знали, до тех пор, пока Беттке не отчебучил свой судьбоносный номер. Собратья по перу взяли название его рассказа в одну руку, а свои произведения в другую и поняли — это то, что нужно! Теперь уже они и все их поклонники точно знали название тому, что происходит в литературе и умах — Киберпанк, так это теперь называлось.

А Гиббсон и Стерлинг, воодушевленно двигаясь в выбранном направлении, решили однажды поимпровизировать и поместить своих героев вместо будущего в некий альтернативный мир прошлого. Декорирован он был под викторианскую Англию со всеми ее технологиями, эстетикой, социальным расслоением, промышленной революцией и остальными разными штуками. Идею они затолкали в книгу «Машина различий», изданную в 1990-м году, и успокоились — книга вышла знатная. И стиль получился сочный — очень похожий на Верна и Уэллса, но в обновленном варианте. Широкая общественность, внимательно следившая за творчеством своих кумиров, схватила книгу, быстренько ее прочла и сказала: «Ух ты!». И история повторилась — с одной стороны имели «Ух ты!», с другой стороны — никто не знал, как это классифицировать. Но, так же как в первый раз, оказалось, что все уже давно придумано. Кевин Джетер, великий мастер стиля " Ух ты", за три года до появления «Машины различий», на основе термина Киберпанк придумал термин Стимпанк, сообщил об этом куда следует, а именно в один американский журнал, и много чего уже понаписал. И причем не он один понаписал.

Вот так приблизительно все то ли начиналось, то ли продолжалось — понять до конца трудно. В общем, вот так все и было! А мне остается лишь прояснить еще немного терминологию и разобраться, все-таки, с этой странной приставкой «панк».
И в самом деле! Почему именно панк? Ответ «Да потому что!» был бы, на мой взгляд, самым точным. Но можно и поконкретней:

— потому, что герой рассказа «Киберпанк» — хакер, носивший прическу «Ирокез», распространенную среди панков. Откуда, собственно, и название;

— потому, что в антураж «киберпанка — стиля» слово «панк» со всем своим смысловым многообразием вписывается замечательным образом;

— потому, что ключевые персонажи киберпак-литературы, в основном, так называемые маргиналы — люди вне «системы», со всеми вытекающими из этого обстоятельства эффектами.

Ну а к Стимпанку это пугающее некоторых понятие приклеилось, я считаю, просто по инерции. Оно, безусловно, по-своему выразительно, но конкретной смысловой нагрузкой в данном варианте не наделено. Фантазировать в этой связи можно сколь угодно много и долго. Я думаю, что словосочетание «Стимпанк» лучше бы и не переводить вовсе. Мало ли у нас в обиходе заимствованных понятий, которые мы воспринимаем такими, какими они к нам пришли, и не утруждаемся превратностями их перевода. Но если уж очень хочется, то я бы предпочел термин «Паровая эпоха».

И под занавес раздела хочу, с вашего позволения, высказать мое основное мнение относительно всего того, о чем говорилось выше. Оно у меня, безусловно, есть — совершенно четкое, однозначное и звучит приблизительно так: «Напрасно они тогда эту кашу с башней заварили. Колоссального количества сложностей можно было бы избежать, в том числе и мне сейчас.»