Пишем натюрморт с пыльной бутылкой, виноградом и бокалом вина. Части 3 и 4
  • Рубрика: Мастер-Классы
  • Виды творчества: Живопись

Часть 3. Воздушная дымка (сфумато), детальная прописка.

После просушки цветного подмалевка приступаю к живописи. Палитра остается неизменной, только добавляется краплак розовый прочный. Это лессировочная (прозрачная) краска. И кобальт синий, я заменил на голубую ФЦ, тоже для лессировки.

Прозрачно, на тройнике с лаком, покрываю практически всю плоскость холста голубой ФЦ. На свету добавляю чуточку белил. Этим я убиваю контуры предметов, которые не должны быть ярко выраженны при рассеянном свете. Получается подобие воздушной среды, легкая дымка. Краплаком розовым лессирую сургучное горлышко бутыли. На самом горлышке (кадмий лимонный с капелькой зеленой) усиливаю свет, в блик добавляю белил.

Пыль можно было написать в один прием с бутылью, но это не даст такого эффекта, как при послойном наложении краски. Замесом светло-серой краски наношу пыль на бутыль. Пыль — вещество матовое. Как раз присутствие белил, наложенные прозрачно, и придают эту матовость. Но цвет бутыли остается неизменным. Блик глянцевой поверхности бутылки, проглядывая сквозь пыль, еще больше усиливает эту матовость на контрасте.

Виноград.

Голубая фц с краплаком — самые темные места винограда. Эта же смесь с добавлением белил — само тело ягоды. Пыльцу винограда также пишу смесью голубой ФЦ и краплака, только большее количество белил. Горящий рефлекс — это кадмий красный светлый. Темные пятна на винограде пишу чистым краплаком розовым или чистой голубой ФЦ. Прозрачные краски накладываются лессировками, чтобы просвечивал цветной подмалевок. Блики не должны быть слишком яркими, так как свет не направленный, а рассеянный.

Бокал.

Помните, я говорил, что кадмий красный светлый, загорится в окружении темного... Для темного вина я использую краплак розовый прочный. Он также наноситься прозрачно на тройнике с лаком, и сквозь него просвечивает более светлая красная основа.

Прописываю детальки виноградного листа смесью кадмия лимонного с травяной зеленой. Высохшие кромки листа — смесь двух кадмиев — лимонного и красного, чуток коричневой.

Блики на бокале, гравировку и оленей пишу также смесью краплака, голубой фц, замешанных на белилах. Этикетки на бутылке и надписи писались охрой золотистой с добавлением марса коричневого или, в светлых местах, с добавлением белил.

Про ракушку ничего не скажу, По картинкам, думаю, понятно, так как пишется этими же красками с палитры.

Этот сеанс длился часов шесть, все в один присест. Итог того, что получилось в завершении.

Оставил холст сушиться на три недели. Потом взглянул на него свежим взглядом и, конечно, не совсем остался удовлетворенным. Пришлось еще покалякать для завершения.

Часть 4. Финальная. Интригующая.

В завершающем сеансе я использовал ту же палитру цветов, что и в предыдущих, только пользовался не всеми красками. Не буду комментировать свой ход работы. Хочу, чтобы вы самостоятельно пришли к своим выводам. Конечно, были дописаны мелкие детали, но основная интрижка находится в тональной доводке лессировками.

Это финал картины.

Быстро — не значит хорошо. Терпение и время в помощь. Удачи, друзья!

На видео более подробный урок.