Гуотаку: рыбы в традиционном японском искусстве

На заглавной фотографии работа Наталии Денисовой, необычного художника из Владимира. Эта картина недаром украшает тему — именно Наталья впервые познакомила нас с этим необычным искусством и, пожалуй, она единственная во Владимире, кто занимается таким своеобразным рукоделием. Наталия — большой любитель рыбалки, а еще человек, тонко чувствующий окружающий мир.
О своем увлечении сама она говорит так: «Хитроумные японцы придумали отпечатывать пойманных рыб на своей рисовой бумаге. Накрасят своей тушью и отпечатают. Повесят на стену — гордятся. Больше того, уверяют, будто бы эти самые картинки удачу приносят. Уж не знаю, как там насчет удачи, а я, глядя на них, вспоминаю когда поймала, где поймала, какая была поклевка, какая погода была... и мое нежное рыбацкое сердце замирает с восторгом.»

Работа Наталии Денисовой (щука поймана ею же).
И правда, иначе как хитроумными японцев и не назовешь. Дело уж очень необычное. Gyotaku (с японского 魚拓, от гуо «рыба» + таку «трение») является традиционным японским методом печати рыбами, практика, которая восходит к середине 1800-х годов. Эта форма печати, вероятно, появилась в среде рыболовов из необходимости фиксировать размеры своих уловов. Впоследствии же она стала самостоятельной художественной формой.

Первоначально такие гравюры делались посредством отпечатывания на ткани или бумаги растений и отдельных их частей. В качестве пигментов использовались традиционные краски для живописи и тушь для каллиграфии. Это позволяло изобразить растение во всех подробностях с их жилками, ворсинками, нежными цветами и плодами различной формы. Часто растения покрывали краской с обеих сторон, чтобы получить два изображения. Нередко отпечатки растений расписывали художники, причем использовали вторичные отпечатки, на которых темные контуры были тоньше и светлее. Эти изображения наиболее близки ко внешнему виду реальных предметов. Также подобные отпечатки могли создаваться и деревянными штампами, но, конечно, они уже не так подробно повторяли внешний вид растений. Эта методика в целом применима и к традиционной печати рыбой.
Гуотаку теперь популярно по всему миру. Хотя, конечно, слово «популярно» говорит о широте распространения больше, чем о частоте. Чаще всего используется прямой метод — то есть печать непосредственно рыбой. Хотя, например, в западных странах для печати применяют краски, которые наиболее близко по цвету изображают печатаемый объект. Такие отпечатки уникальны, в отличие от печати штампами, что делает это искусство еще более интересным. Такой вид принтов принято называть монотипией, хотя, конечно, обычно под этим подразумевается печать растениями.
Гуотаку (или гиотаку) в старинные времена практиковалось таким образом. Рыбаки — сильные, выносливые и весьма творческие люди — брали с собой в море тушь, рисовую бумагу, набор для каллиграфии и отпечатывали свой улов непосредственно после того, как поймают рыбу. Представьте современных рыбаков, которые вспоминают свои уловы. Помните, они руками показывают, что рыба была «вооооот такая!». Ну или показывают фото. А в то время фотографии не существовало и, пожалуй, изобразить рыбу на бумаге, а еще лучше — отпечатать её, было единственным способом показать, какого она была размера. Японцы предпочитали определенные виды рыб, поэтому их отпечатки встречаются чаще всего. Некоторые рыбы считались священными, поэтому рыбу могли напечатать на бумаге и отпустить. Тушь суми-э нетоксична, поэтому рыбам повредить не могла. Она состоит из сажи и животного клея. Кстати, после того, как рыбу отпечатывали, её можно было съесть тоже без вреда для здоровья по этой причине. Первые отпечатки были исключительно для учета улова, без особых деталей. Только к середине 19 века они начали выписывать глаза и вообще уделять внимание мелким подробностям.

Один известный дворянин — лорд Сакаи, увлекался рыбалкой, и когда улов бывал особенно удачным, он захотел увековечить память о большом и прекрасном красном морском леще. Для этого он нанял рыбака, чтобы тот отпечатал знаменитую рыбу. После этого многие рыбаки приносили господину Сакаи свои отпечатки, и если ему нравились их работы, он нанимал их для того, чтобы печатать свой улов. Множество отпечатков украшало его двоерц в период Эдо, позже данное искусство стало уже не столь популярным и стало угасать. В наши дни интерес к нему возродился.
Современное искусство гуотаку сильно отличается от старинного. Большинство художников учатся методом проб и ошибок, поскольку традиционных школ по всему миру нет.
Для того, чтобы отпечатать рыбу, следует положить её на поверхность с углублением. Следует расправить и высушить плавники. Протереть рыбу водой. Есть два способа снимать отпечатки с рыб. Первый — косвенный (kansetsu-хо ) — покрыть рыбу влажной тканью или бумагой, используя рисовую пасту. Затем художник использует томпо — вату, обернутую шелком. Этим тампоном он наносит тушь на поверхность бумаги. Этот способ довольно сложен и требует большого опыта. Бумагу с рыбы следует снимать очень осторожно. Втопой метод — прямой (chokusetsu-хо), краска наносится прямо на рыбу. Бумага или ткань кладется сверху и прижимается. При обоих методах не получается двух одинаковых отпечатка, но изображения рыб впечатляют!
По традиции в завершении работы на бумагу наносится печать или подпись автора.
Кстати, помните, как некоторые в детстве рисовали карандашом на бумаге с подложенной под неё монеткой? Это практически тот же самый метод, который используется для первого вида гуотаку.

А изобретен он был еще задолго до «рыбопечатания». В соседнем Китае в технике «таку» создавались копии записей важных документов еще в 7 веке н.э. При использовании бумаги и чернил, китайцы смогли точно и легко сделать несколько копий старых записей. Также известно, что первая запись такого типа найдена среди сирийских рукописей начала 12 века н.э. Кстати, если сравнивать творчество японцев и китайцев, следует отметить ,что японцы более ориентированы на природу — у них преобладают растения и животные, а китайцы чаще обращаются к рукотворному и человеческому — текстам, рельефам, скульптуре.

Копия надписи с каменной стелы с Буддой, содержащая стихотворение. 8 в. н.э. Храм Yakushiji, Нара, Япония.
В наши дни одним из самых популярных авторов картин гуотаку можно назвать Наоки. Он живет на Гавайях, печатает картины и помогает своему другу Тому оформлять его ресторан морепродуктов. Наоки использует как прямые, так и косвенные методы. Он самостоятельно дошел до создания ярких и красочных картин. Да и сами тропические рыбы и теплые моря располагают к созданию живописных творений. «Если бы я просто добавил черную краску и печатал все как есть, то это были бы просто черные кляксы», — объясняет он. «Таким образом, чтобы показать детали и масштаб каждой рыбы, приходится удалить большую часть чернил.» Он использует специальный тип рисовой бумаги, которая по его словам, отлично подходит для работы. После того, как черновая печать готова, он использует цвета для её украшения. Окончательная версия рисунка изображает практически живую настоящую рыбу в воде.


Хизер Фортнер — другой художник гуотаку на Гавайях, возвел это искусство на совершенно новый уровень. Она печатает несколько рыб на одном листе бумаги и добавляет детали морской флоры. В отличие от других художников, Фортнер не ловит рыбу, она использует только тех особей, которые уже мертвы и выброшены волнами на берег. Она печатает рыбу несколько раз и потом хоронит её. Ее цель и цель ее искусства в том, чтобы показать людям, что рыба является истощимым ресурсом, Что природа хрупка и ничего нельзя использовать в угоду личным желаниям, в том числе ради своего творчества. Искусство — не повод отнимать жизнь.
Немного гуотаку от Хизер:

Напоследок делимся работами Наталии Денисовой, выполненными в стиле, близком к традиционному. Красота!