Мастер-класс: роспись стеклянных часов

Добро пожаловать на мой первый мастер-класс на Ярмарке Мастеров.
Этот мастер-класс неоднократно был апробирован на малых группах. Участники никогда раньше не рисовали витраж, так что с этим заданием может справиться любой желающий.

Рисунок выбран заранее, а в качестве основы используем стеклянную заготовку под часы размером 25 х 25 см.
Заготовку надо ОБЯЗАТЕЛЬНО обезжирить. Чем? Спиртом или средством для мытья стекол. Насухо вытираем. Под стекло подкладываем распечатанный рисунок и фиксируем небольшими кусочками скотча.
Берём черный контур по стеклу и керамике и обводим все линии. После того, как контур высох (примерно 10 - 15 минут), приступаем к заливке витражными красками.

Витражные краски можно использовать любых производителей и на любой основе. Так как мы работаем с контуром, то краски в "ячейках" не смешиваются. И краски с разными основами не подерутся (*как-нибудь напишу про особенности витражных красок на разной основе).

Заливаем красками рисунок, оставив лишь участки с длинными лепестками орхидеи (к ним перейдём чуть позже). Уголки часов заливаем перламутровой витражной краской. Интересный эффект получается, если делать это не кисточкой, а обыкновенной зубочисткой. Краску с перламутром перед нанесением необходимо хорошенько перемешать (пигмент тяжелый и он постоянно оседает в баночке, поэтому и при работе следует его постоянно перемешивать).

Если образуются пузырьки — крупные "лопаем" зубочисткой, мелкие загоняем в угол, вплотную к контуру. Теперь ждем, когда витраж "схватится", подсохнет. При помощи канцелярского ножа (или макетного со скошенным лезвием) подрезаем "ошибки" в контуре. Убираем кляксы, неровности и т.д. Следим, чтобы линии везде были аккуратными, краска за пределы контура не вытекала.

Так как цифр мы не рисовали, то на их место клеим стеклянную мозаику.

А теперь приступаем к заливке наших длинных лепестков. Для этого необходимо нашу работу расположить слегка под наклоном. Секрет в том, чтобы краска стекала к нижней части лепестков и губы. Получился тоновый переход от светлого к тёмному. Для такого маневра идеально подходит витражная краска на водной основе. Она не такая тягучая, как на растворителе.

Краска мягко растекается в пределах контура и получается очень красивый переход. После того, как краски высохнут, можно работу перевернуть и приступить к состариванию, при помощи двухкомпонентного кракелюра.

Я для стекла использую двухкомпонентный кракелюр с матовым эффектом. Тогда основа матовая, а трещины получаются прозрачными. По желанию, их можно так и оставить. Я же затираю серебряной масляной краской. А результат вот такой:

Жду ваших отзывов и с удовольствием отвечу на вопросы по теме и по материалам.