Делаем милые сувениры из полимерной глины и экспериментируем с низкотемпературной эмалью

Мастер-класс появился после мучительных размышлений (в период кризиса идей): «что подарить девочкам на 8 марта». Девочки — это дочки и ученицы моего класса. Возраст 7-12 лет. Хотелось чего-то простого и легкого, и, конечно, красивого. Вспомнила про купленные 2 баночки низкотемпературной эмали (в голове крутились просмотренные недавно мастер-классы на Ярмарке Мастеров про эмаль). Решила пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть просто создать эмалевое покрытие на полимерной глине. Работа несложная, но с нюансами. Результат мне понравился. Работать с эмалью очень интересно, поэтому в процессе работы я провела еще и несколько экспериментов, о которых тоже расскажу.

Наши материалы:

- полимерная глина;

- низкотемпературная эмаль;

- экструдер (можно и без него, раскатывая колбаски пальцем);

- нож макетный (лучше как на фото, с тонким длинным лезвием);

- небольшая вогнутая емкость для смешивания эмали с водой;

- зубочистки, влажные салфетки, ватные палочки;

- роллер или паста-машина;

- в качестве дополнительного декора можно использовать стеклышки, бусины, шапочки для бусин и так далее.

Цвет полимерки для окантовки выбирайте по своему вкусу. Подойдет как контрастный с эмалью, так и сходный по оттенку (на нем еще и меньше "грехов" будет видно). У меня зеленая и голубая эмаль. Для девочкиного сердечка беру нежно-розовую окантовочку. "Начинка" будет голубая.

Раскатываем глину толщиной 2-3 мм, зубочисткой рисуем эскиз (или обводим готовый шаблон). Берем колбаску глины (выдавленную из шприца, насадка — средние дырочки), срезаем наискосок и укладываем по эскизу, прижимая салфеткой. Аккуратно стыкуем концы (соответствующим надрезом). Мне захотелось вставить стеклышко. Примеряю. Чуть придавливаю.

Начинаем обрезать по контуру, держа нож под наклоном внутрь. Нож должен двигаться вровень с окантовкой, не отступая от нее ни на миллиметр. Ведите надрез плавно, медленно, как можно реже останавливаясь. Для удобства поворачивайте работу. Переворачиваем на салфетку и закатываем зубочисткой неровности, не деформируя окантовку. Запекаем по инструкции к вашей глине. Достаточно 5 минут. Предварительный запек нужен для более аккуратной работы (меньше пачкается).

Запекаю без стекла (все равно не приклеится). Оно ляжет потом уже на эмаль.

Должно получиться ровненько. Не устраивает — подшлифуйте.

Пришло время эмали. Ее можно укладывать как сухую, так и в виде кашицы. Смачивается эмаль плохо,приходится долго размешивать. Воды нужно буквально несколько капель. На фото "раствор" и "лопатка " для сухого насыпания, сделанная из кусочка алюминиевой банки.

Я пробовала оба способа. Мое мнение — для большой площади лучше сухой способ, для маленьких — точечное нанесение зубочисткой раствора обеспечивает большую аккуратность.

Несколько фактов о низкотемпературной эмали (как очевидных, так и замеченных мною во время работы):

- после запекания дает ровную, глянцевую, прочную поверхность (на то она и эмаль!);

- эмаль дает сильную усадку. Как сухая, так и мокрая. Почти все изделия я покрывала двумя-тремя слоями эмали после каждого запекания. Но каждый новый слой должен покрывать всю поверхность во избежание "кочек";

- во время запекания поверхность эмали самовыравнивается. Нет необходимости распределять ее с точностью до миллиметра;

- окантовка должна соприкасаться с эмалью, иначе там будут "проплешины";

- при заливке достаточно большой площади после запекания при сгибе изделия легко трескается, не откалываясь;

- можно шлифовать. Поверхность становится матовой. Глянец восстанавливается после покрытия лаком;

- цвета не смешиваются между собой;

- запекать надо на ровной поверхности, эмаль стекает по наклону;

Засыпаем, разравниваем зубочисткой. Укладываем стеклышко. Запекаем.

Процесс, повторюсь, очень увлекательный. Вот такие примитивчики у меня получились. В конце покажу готовые изделия из заготовок.

Теперь о возможных проблемах. Если испачкалась окантовка, можно аккуратно подшлифовать после запекания или вытереть увлажненной ватной палочкой до.

Пузыри после запекания возникают при мокром нанесении, если не выждать выхода воздуха (несколько минут). Или при повышенной температуре (эмаль вскипает и пузырится). Кстати, первое сердечко подгорело и выкинулось.

Температура запекания эмали совпадает с температурой запекания большинства полимерок — 120 градусов. Подгорит или недопечется (эмаль останется бугристой, не разровняется) сразу все.

Разводы и неровности возникают при комбинированном мокро-сухом нанесении на их стыке. Можно использовать в своих целях эти моменты. Например, на первом фото прям море получилось.

А теперь эксперименты. Нанесение сухим способом (натирание пальцем) на рельефную поверхность. При сгибе тонкий слой трещин не дает.

Насыпание без стыковки с окантовкой и смешивание двух цветов.

Натирание раствора на рельефную поверхность.

Легкое сухое натирание (получился глянцевый крап) и смешивание с перлексом. Перлекс в сухом виде смешался, но поверхность получилась бугристая. Сияния почти не видно.

А это готовые изделия. Надеюсь, девчонкам понравится.

Спасибо за внимание.

С уважением, Татьяна.