Сладкое искусство: мармелад

Собираясь на отдых, я всегда просматриваю путеводители и отмечаю для себя интересные места, которые следует посетить. Так было и прошлым летом, перед нашей поездкой в Севастополь. Наряду с экскурсией по древнему Херсонесу, погружением в атмосферу древнегреческой драматургии в античном амфитеатре, посещением ослиной фермы и катанием на этих симпатичных, вовсе не упрямых животных, прогулкой на кораблике по бухтам Севастополя, я запланировала семейный поход в экопарк «Лукоморье».

Замечательный детский городок был основан в 1987 г. и возродился в 2004 г., благодаря усилиям местного предпринимателя Н. Помогалова. В экопарке "Лукоморье" можно прогуляться по аллеям со скульптурами сказочных героев, покормить обитателей зооуголка, покататься на аттракционах, поиграть на раритетных игровых автоматах в "Музее советского детства", посмотреть представление на сцене кукольного театра, почувствовать себя коренным американцем среди экспонатов Музея индейской культуры. Однако, подлинной изюминкой Лукоморья является единственный на Украине «Музей мармелада», который рассказывает об истории этого древнего восточного лакомства.

Музей включает несколько разделов, которые посвящены восточным и европейским сладостям. Большой интерес вызывает коллекция старинных чайных приборов (предмет особой гордости музея – древний китайский сервиз с изображениями драконов), коробок и упаковок из-под различных сладостей, которыми лакомились еще наши прабабушки и прадедушки. Наиболее волнительной для посетителей частью экскурсии является дегустация различных сортов мармелада, приготовленного музейными кондитерами по старинным рецептам (мармелад из айвы, яблок, груш, слив, абрикосов, персиков).

У входа в музей находится огромная карта-схема, по которой можно проследить историю распространения мармелада с 14 века до наших дней. Скульптурная группа у входа в парк наглядно демонстрирует, какой путь проделал мармелад сквозь время и пространство. Скульптура «Турчанка» показывает нам, каким образом мог подаваться мармелад во время трапезы на Востоке. Скульптура «Крестоносец» напоминает, что рецепт мармелада был привезен с Ближнего Востока в Европу именно крестоносцами. Скульптура работника общепита наводит на мысли, что в нашей стране широкое распространение мармелад получил лишь недавно, в 19 веке, идеально вписавшись в традиционную русскую церемонию чаепития. Четвертая скульптура символизирует современного ребенка, к которому мармелад попал в результате столь длительного путешествия.

Мармелад — удивительно полезное и вкусное лакомство. Его можно считать своеобразным сладким лекарством. Фруктовое лакомство «прописывают» людям после продолжительной болезни, выдают на вредных производствах. Не так давно медики открыли новое свойство этого удивительного кондитерского изделия: мармелад - прекрасный антидепрессант, помогающий бороться с апатией и хандрой.

Мармелад (франц. marmelade) получают увариванием смеси фруктово-ягодного пюре, сахара, патоки, агара (или пектина), пищевых кислот, ароматических и красящих веществ. Название изделия в переводе с французского означает «тщательно приготовленное блюдо цвета яблок».

Греки называли мармелад – «пелтэ», что означало «легкий щит», «щиток». Они выпаривали, сгущали яблочный и айвовый сок в мелких небольших металлических блюдцах прямо на солнце. Их «мармеладины» буроватого цвета напоминали легкие тонкие пластины щитов, обтянутых по традиции дубленой бычьей кожей. Римляне научились делать желе путём нагревания и последующего охлаждения фруктово-сахарной смеси, и этот способ используется для приготовления джемов и мармеладов до сих пор. От римлян искусство производства мармелада со временем распространилось по всему Средиземноморью.

В XV веке айвовый мармелад стали импортировать из Португалии в Англию. Мармелад оказался прекрасным источником витаминов в случаях, когда свежие фрукты были недоступными, и англичане начали использовать его для профилактики цинги на торговых и военных судах.

Восточная сладость так прочно вошла в британскую кулинарию, что сейчас немыслимо представить подлинно английский завтрак без поджаренного тоста с апельсиновым мармеладом. Говорят, что его изобрел личный врач Марии, королевы Шотландской.

Он лечил морскую болезнь ее величества апельсиновыми дольками с кожурой, посыпанными крошеным сахаром. По другой версии, французский повар, чтобы возбудить аппетит у венценосной больной, готовил ей сладкий отвар из айвы и апельсинов. Это вкусное блюдо так понравилось королеве, что его постоянно держали на столике у кровати. Считалось даже, что само слово "мармелад" произошло от фразы "Marie est malade" ("Мария больна"), но это весьма сомнительно. Скорее всего, мармеладные корни лежат в португальском языке, где marmelo означает "айва".

В Шотландии, существует другая легенда о происхождении мармелада. Этот сладкий продукт "изобрела" некая Дженит Кейлер в начале ХVIII века, когда ее муж купил много дешевых апельсинов на испанском корабле, спасавшемся от шторма в бухте Данди. Апельсины были горькие, но смекалистая миссис Кейлер не растерялась и сделала из них апельсиновый джем, который вскоре стал всемирно известным. Нетрудно увидеть и другое: слово "джем" происходит от "Дженит" - имени "автора" этой заготовки. Правда это или нет – неизвестно, но факт остаётся фактом: первая мармеладная фабрика была открыта именно в Данди в 1797 году, и с тех пор этот город считается «родиной мармелада».

А в Америке самый распространенный вариант мармелада – это jelly beans, "желейные бобы", – очень яркие желейные конфеты в форме фасолин. У них твердая оболочка и вполне мармеладное наполнение. Дети эту сладость всегда обожали, но во времена президентства Рональда Рейгана, восторженного фаната jelly beans (больше всего он любил черничные), мармелад стал национальной гордостью США.

Именно желейные бобы стали основой неповторимых красочных мозаик американца Питера Роча. Свои первые сладкие произведения он изготовил по заказу фирмы- производителя мармеладных конфет. Питер Роча работает не один, а вместе со своим племянником Роджером. Но даже в четыре руки создание одной сладкой картины может занять несколько месяцев. Это не удивительно, ведь необходимо подобрать по цвету и уложить множество конфеток. К примеру, на изображение Елизаветы II во время ее коронации в 1952 году ушло 10 тысяч мармеладок и полгода работы.

Процесс создания изображения начинается с рисунка на холсте, поверх которого затем раскладываются конфеты. Автор никогда не использует для крепления клей, заменив его прозрачным лаком. Готовая мозаика также покрывается лаком, который защищает сладкое произведение от насекомых.

Всего за свою мармеладную карьеру Питер и Роджер Роча создали 75 сладких картин, среди которых немало портретов выдающихся людей прошлого и современности. Здесь и Авраам Линкольн, и Элвис Пресли, и Джордж Клуни.

Калифорнийская художница Кристен Камингс (Kristen Cumings) тоже превращает тысячи мармеладных жевательных конфет разного цвета в произведения искусства. Огромные (4 х 6 футов) мозаики из разноцветных конфет изображают как классические произведения искусства, знаменитую "Звездную ночь" Винсента Ван Гога или "Девушку с жемчужной сережкой" Йоханнеса Вермеера, так и портреты людей, плакаты в стиле ретро, просто забавные картинки. Работа над каждым таким произведением занимает у Кристен Камингс около 50-60 часов, в процессе она использует от 9000 до 12 000 драже. Чтобы мозаика крепче держалась, художница распыляет клей на холст, где выкладывает конфетное произведение искусства, а затем покрывает готовую работу акрилом, для пущего блеска и сохранности. А несколько лет назад компания Jelly Belly, производитель жевательного мармелада, официально наняла художницу и иллюстратора Кристен Камингс, чтобы та "рисовала" конфетами, превращая еду в произведения искусства.

Собственное оригинальное применение мармеладинок в форме мишок, придумала дизайнер YaYa Chou. С помощью фигурок из мармелада она создает целые скульптуры.

В качестве иллюстраций использованы фотографии из моего личного архива и из интернета.