Свеча вместо кисти. Steven Spazuk — художник, который пишет огнём

Казалось бы, в наш век современных технологий даже творчество поддаётся прогрессу — появляются всё новые виды хобби, новые музыкальные инструменты, новые технологии в архитектуре. И искушённого зрителя уже сложнее удивить. Однако безгранична человеческая фантазия и всегда способна преподнести что-то новое.

Канадский художник Стивен Пазук (Steven Spazuk) начинал свою карьеру так же, как и большинство художников. Сначала была карандашная графика, потом масло и акварель. Далее последовало увлечение аэрографией. Именно она наиболее полюбилась Стивену благодаря своим мягким градиентам, плавным очертаниям, некой воздушности и лёгкости.

Однако со временем этого стало мало, и в 2001 году художник начал работать с горелкой, открыв для себя новую грань творчества.

«Я не контролирую ничего, я просто даю возможность свече и её пламени делать свою работу. А затем смотрю, что получилось. Обычно это абстрактные фигуры из сажи, в которых, впрочем, можно увидеть будущую картину. Рассматривая эти фигуры, я вдруг могу увидеть в них локоть, коленку, грудь или ногу, — значит, так тому и быть».

С этого момента огненный художник однозначно отделился от когорты своих коллег, но не экспрессионизмом или абстрактностью своих работ, а тем, каким образом он их создаёт. Для этого мастер использует специальную горелку или свечу — инструменты, которые позволяют оставлять сажу на полотне, создавая базу для будущих произведений.

У Стивена свой, уникальный, набор «художественных» инструментов — щёточки с металлическим ворсом, иголки, кисти с перьями. Благодаря им мастер проявляет детали и расставляет акценты, что и так непросто делать в монохромных картинах. Это достаточно сложная техника, отнимающая много времени, поэтому автор проводит в студии почти целый день.

Часто работы Спазука напоминаю огромную мозаику, когда большое полотно состоит из множества мелких фрагментов. Но это не является его творческой идеей. Всё гораздо прозаичнее — создавая заготовку, мастер постоянно держит лист над головой, а когда работа большая, это неудобно, да и утомительно. Маленькие фрагменты дают большую свободу, и легче уделить внимание деталям.

Сама идея работать в «огненной» технике пришла художнику во сне. Ствиен как будто побывал в галерее, где увидел множество произведений, созданных подобным образом. Невероятно, но уже во сне мастер понимал, как правильно работать с такими картинами. С тех пор прошло много лет, а техника Спазука усложняется и меняется с каждым годом.

«Это изменило мою жизнь», — говорит художник, — «техника даёт мне очень многое, она уникальна. Спонтанность, случайность процесса — вот самое интересное. Поднося свечу к листу, я не знаю, что будет дальше, какой будет картина».

С помощью горелки или свечи художник наносит сажу на лист.

После этого, с помощью «традиционных» художественных инструментов, автор придаёт рисунку очертания и контуры.

В конце остаётся самая мелкая работа, акцентирование на деталях.

Работы Стивена поражают разообразием — от простых и плавных картин...

... до удивительных мозаичных портретов