Мастер-класс винтажная елочная игрушка в технике декупаж

"Райские шарики" - К такому выводу я пришла, побывав в гостях, а точнее сказать, в мастерской "Елочных игрушек" Светы Христенко!

В первый раз я попала в кузнецу творчества на кануне новогодних праздников, тусклым и промозглым зимнем вечером. В мастерской было тепло, светло и повсюду от легких прикосновений вверх взмывали мириады серебряных искорок. Как будто невидимая фея колдует над созданием елочных игрушек.

Свое обиталище Света ласково называет «Заводик одного кутюрье» - конечно, это название представляет собой всего лишь небольшое пространство, но оно такое светлое и теплое, что волей-неволей, находясь в искрящейся от декоративной обсыпки атмосфере, начинаешь согреваться и необъяснимое тепло влечет тебя в негу абсолютной тишины и спокойствия, мягкое позвякивание шариков увлекает с воспоминаниями в "Страну Детства".

Взгляд натыкается на массу диковинных предметов: вдоль стен в отверстиях специальных реек вставлены деревянные дроты с полу-готовыми шарами, конструкция напоминает гигантские Чупа-чупсы с которых прозрачными нитями стекает стекловидный лак, совсем как расплавленная карамель...

Чуть дальше, стоят небольшие снопы кистей, карандашей, мастихинов перехваченные резинкой, на полочках ждут своей очереди краски, лаки и кучка шелестящих декупажных карт. Длинный рабочий стол, замело ворохом белого кружева вперемешку с серебристой пыльцой, которая под светом ярких настольных ламп мерцает разноцветными крупинками, точь-в-точь, как снег в вечернюю пору.

В центре мастерской похожее на трон, большое мягкое кресло.

Меня вежливо усадили на стульчик, под большую и яркую лампу, а рядом Света уже показывает навыки мастерства, пытаясь поймать мой блуждающий взгляд, а заодно предлагает мне потренироваться в искусстве шаротворения.

Мне выдали большой шар, специально для начинающих, обычную пластиковую заготовку бледно-розового цвета.

Итак, первый этап шкурение - это не совсем приятное дело, через 5 минут монотонных движений дерявянные пальцы не слушались, и от усердия язык лежал на плече, плюс поврежден маникюр, а от неприятного шаркающего звука по всему телу пробегают мурашки.

Наконец, через 10 минут закончили.

Я в нетерпении ерзаю на стуле, - когда же мы перейдем к самому интересному - к работе с красками? Но Света терпеливо и мягко, почти как учитель в первом классе объясняет, - теперь необходимо обезжирить поверхность

и загрунтовать поверхность для лучшего скрепления с последующими слоями

... и вот я уже елозию большой кисточкой по шару.

Потом мне выдали большую кисть и Белую грунтовку, по виду похожую на сметану.

Сейчас очень ответственный момент - торжественно начала объяснять Света: «Шар нужно покрыть двумя слоями грунта, да так, что бы на игрушке не было просветов… и кроме того, слои должны лечь равномерно, а потом игрушка отправится на покой - сушиться…

- «А когда же игрушку можно покрасить цветными красками?» - обиженно начинаю мямлить…

- «После просушки грунтовки шарик уже можно разрисовывать!» - улыбается Света.

- «Так это долго», - начинаю вздыхать...

- «Но тебе я выдам уже готовый и сухой шар» - успокаивает Света, протягивая мне абсолютно белую игрушку.

- «А я и забыла, что сегодня ты работаешь волшебницей», - обрадовалась я.

Итак, начинается работа с цветом и мы переходим к столу разрисовки, уставленному баночками с красками, я насчитала минимум 50 небольших емкостей и ящичек с блестками. Засунув нос в коробку я стала изучать цветную пыль, и получила предостережение – «Только не вздумай чихать иначе поднимется столб до потолка»!

Я выбрала синий цвет, и радостно, почти как ребенок, начала размазывать краску по «колобку», но эффект получился неожиданным, шарик стал безжизненным и похожим на темное пятно, с проступающими светлыми полосками.

- «Это потому, что цвета надо выбирать светлые» - замечает мое расстройство Света – «их легче затемнить или перекрасить».

- «Неужели твоя самая первая игрушка была безупречной?»

- «Три года назад я сляпала разноцветными мазками свою первую елочную игрушку в винтажном стиле» - вспоминает Света, - «и надо сказать, получилось нечто в духе эпохи классицизма, прям как из сказки Щелкунчик, где игрушки доставали с чердака, в пыли и паутине. Я трясусь над этим шедевром до сих пор».

К этому моменту мой шарик стал похож на один большой синяк и мне захотелось его спрятать.

- «Но окончательный этап коллеровки проходит после декупажа» - удивленно уставившись на мое разнесчастное творение протягивает Света.

- «А что такое Декупаж?» - я удивленно отрываю взгляд от синего колобка.

- «Что-то вроде аппликации, на практике все и узнаешь» - хитро прищуривается фея, махая перед моим носом почти прозрачной салфеткой с рисунком.

- «Вот, держи твоя декупажная карта».

- «Это не карта, это пушок какой-то», - я пытаюсь ухватить двумя пальцами невесомый квадратик с изображением гномика. Через 10 минут я усиленно перебираю пальцами, пытаясь приклеить тончайшую декупажную карту без складочек и пузырей к пузатой игрушке, но вредная салфетка провисает посередине, перекручивается, как бельевая веревка, рисунок смазывается, и декупажная карта намертво прилепляется к пальцам, теперь я трясу двумя руками в надежде, что бумажки улетят.

- «Даже самые гениальные мастера первый месяц работают на мусорное ведро. Очень многие учатся этому искусству целый год» - рассказывает Света, попутно убирая влажной салфеткой налипшие на мои руки комки, однако мастерство постигнуть так и не могут. Мой шарик выглядит печально, тут и там у него отросли бумажные грыжи, а в некоторых местах салфетка с рисунком и вовсе завязывается морским узлом.

- «Научиться можно только технике декупажа, а мастером надо быть от природы. И дрожащие руки это большой минус».

- «А в чем выражается этот талант?» - интересуюсь я, окончательно испоганив игрушку и задумчиво вращая своего уродца в руках, - «талантливые художники в детстве хорошо рисуют, певцы - поют, а что делают декупажницы?»

- «В школе я любила химию и геометрию» - смеется Света.

За разговором, мы, наконец, подобрались к самому прекрасному, на мой взгляд – к художественному этапу.

Из огромной коробки Света берет полу-готовый шар с картинкой детишек, в другую - специальный губочный тампон и чпокающими движениями наносит первый оттеночный слой, затем начинается игра с цветовой палитрой, тут и там добавляются мазки разных тонов… эффект получается волшебный… как будто из под одного слоя проступает другой… очень похоже на многослойное стекло.

На свой «синячок» я наложила белой краски и получилось, как будто красивее.. сразу возникла ассоциация с зимнем вечером, а бумажные бугры превратились в сугробы..

- «Скажи честно, этому тебя научили в художественном?» - уважительно интересуюсь я.

- «В Налоговой Академии», - скромно улыбается «фея», тут я торопею.

Потом наступило лакирование в 3 слоя с промежутком в один час и последующей просушкой 4 часа. – «Главное - крутить очень быстро и равномерно, иначе лак полностью не покроет игрушку» - объясняет Света, вращая шарик за деревянную ножку, как центрифугу.

Перед этапом - "нырки" шары шкурим, а затем игрушки купаем в лаке и рядами ставим сушиться в специальные отверстия.

Следом - волшебный и очень ответственный этап - Создание трещинок двухкомпонентным кракелюрным лаком. Для меня этот этап был сравним с выступлением фокусника, мои глаза и мозг разделились и отказывались работать в паре... то есть, глаза видели появление трещинок, но мозг отказывался понять, как это происходит.. Тем не менее, результат - на шаре...

Рисунок аккуратно покрывает сетка из множества трещинок.

На моем шаре вместо равномерных трещин получилась прозрачная мазня, к тому же, усеянная отпечатками пальцев, конечно трещинки тоже были… все-таки, хоть где- то... но получившийся шедевр больше походил на синее яйцо динозавра, чем на новогоднюю игрушку…

Следующие три этапа – это накладывание нескольких слоев лака , затем шкурение, снова - лак и шкурение, еще раз несколько слоя лака, и оставляем до полного высыхания.

Руки у Светы цветные, в мазках краски, как у художника, который создает свои шедевры маслом - работает без перчаток, когда спрашиваю, - «как воспринимают нарядные руки коллеги по офисной работе?», - смеется, говорит, - «мол, привыкли, но работая без перчаток в игрушки больше вкладываешь души, живительной энергии и заряжаешь жизнью».

- «Еще бы» - вслух восклицаю я, - «ведь каждая игрушка, по моим подсчетам, проводит в твоих руках не менее 3-ех часов, - тут, простите, сюжетные Гномы и Ангелы скоро заговорят».

- «А самое грустное - это когда игрушка не получается, переделать очень сложно, приходится шкурить, но сделать это непросто с уже несколькими слоями стеклянного лака и я откладываю их в коробку до лучших времен…» И вот я уже заглядываю в «картонную могилку» хрупких испорченных созданий новогоднего счастья. Из горы блестящих кругляшков грустно и виновато улыбаются ангелы, гномики, деды морозы.

Их тонкая декупажная шкурка не выдержала: у одних не хватает лапки, у других большая трещина по средине тела, у кого-то треснул бок... Я с нежной печалью смотрела в их рисованные глаза, и мое нестерпимое желание было помочь им во что бы то ни стало, помочь обрести дом, то есть, новогоднюю елку, именно здесь эти никому не нужные зверята могли обрести счастье…

Я схватила свою неудавшуюся игрушку с раздутыми и грыжеподобными боками, с синяками и подтеками и решила, что никогда не похороню чудесные воспоминания о проведенном в компании мастерицы Светы вечере… Спасибо за удовольствие! и за искрящийся восторг, который не покидал меня все время творчества, он явно пришел из детства!

Завершающим этапом стало декорирование кружевом, кстати тоже состаренным. Моему удивлению не было предела. Ведь кружево берется абсолютно новое, но через пару часов колдовства и действительно нехитрых манипуляций становится древним.

Все просто: Завариваем крепкий и вкусный кофе.. нет-нет.. и не пьем его.. а окунаем в него белые хлопковые кружева.. потом сушим, потом кое где замываем и - вуаля!! Старое кружево готово! Процесс показался мне приятным, вкусным, ароматным и не менее творческим. В самом конце старый бант водружают на шар, изюминку придают золотая тесьма и цветные ленты. Вид надо сказать, у игрушек получается торжественный.

- «Вот это да!» - вздыхаю я – «как здорово получилось!» Внезапно накатила волна счастья, такого восторга я не испытывала давно.

Автор статьи - моя подруга, Кожина Жанна.