Творческое развитие мастеров палеолита

Эта публикация — продолжение предыдущей >>

Нам часто бывает сложно понять процессы, происходящие в течении тысяч лет. И не только потому, что мы привыкли сравнивать изменения, случившиеся за эти огромные отрезки времени, с изменениями в течении нашей собственной жизни. Ещё потому, что с уходом в глубь веков скудеют источники информации. Ещё потому, что есть процессы индивидуальные, а есть — коллективные, находящиеся в сложных взаимодействиях. Благодаря чему же древним мастерам удалось сделать шаг от ожерельев с клыками и раковинами до детализированных биоморфных форм? И каких высот в своём искусстве они достигли десятки тысяч лет назад? Будем разбираться и любоваться работами.

Ожерелья из раковин моллюсков и трубчатых бусин(слева), клыков и зубов песца (справа). Дольни-Вестонице, Чехия. Возраст изделий — около 27-30 тысяч лет

Большую роль в переходе от простого к сложному, возможно, сыграло естественное желание мастера изобразить то, что он видит. Фигура животного или человека — это же, прежде всего, набор неровных линий. И постепенно, древние художники находят этот нужный набор и продолжают его совершенствовать. Мы же можем понаблюдать за этим творческим поиском.

Лошадка (подвеска?). Бивень мамонта. Сунгирь, Владимирская область, Россия. Возраст работы — около 28 тысяч лет

Фигуры (линии, которые ограничивают силуэт) и орнамент (то, что нанесено на поверхность силуэта) постепенно развиваются и усложняются с течением времени, и среди палеолитических находок обнаруживаются и сложные формы с примитивным орнаментом, и примитивные формы с орнаментом сложным.

Диск с рисунками (лицевая и обратная стороны). Диаметр — 31 мм, толщина — 2-3 мм. Кость. Ма-д'Азиль, Франция. Возраст изделия — 16-20 тысяч лет (более точная датировка отсутствует)

Но если сложные формы продолжали завоёвывать популярность, почему они не вытеснили и не отодвинули на задний план простые? В окружающем древнего человека мире, в природе существовало множество простых и сильных символов, и, прежде всего, Солнце. Мы ведь до сих пор питаем к нему самые тёплые чувства. Новое и необычное, безусловно, вызывало сильный интерес, что совершенно не мешало существованию простых форм, также они всегда были удобны для мастера и с технической точки зрения.

Птица. 47x13x9 мм. Бивень мамонта. Холе-Фелс, Германия. Возраст работы — 31-33 тысячи лет

Многие притягательные образы, созданные палеолитическими художниками и ремесленниками будто бы полны фантазии и воображения автора. Но это не всегда так, не менее важным фактором были ограниченные возможности мастера. Сколько в каждой из работ процентов гениального замысла, сколько незнания законов изобразительного искусства и сколько технического несовершенства в работе с материалом — судить сложно. Наверное, во многих этих произведениях есть и то, и другое, и третье. Постепенная эволюция этого "трио" — и есть главная суть творческого развития палеолитических мастеров.

Слева — женская голова. Бивень мамонта. Брассемпуа, Франция. Возраст работы —24-26 тысяч лет

Справа — "двойная Венера" . Бивень мамонта. Авдеево, Курская область, Россия. Возраст изделия — 20-21 тысяча лет

В проявлении воображения древним людям нельзя отказать, ведь многие изобретения и открытия — и есть это проявление. Связаны они не только с насущными потребностями, но и с формами древних культов и религий, развитием межплеменных отношений. Древние культы, как ничто другое, нуждались в фантастических, сверхъестественных существах. И художники, способные эти необычные образы воплотить, находились. Даже 40 тысяч лет назад.

Человеко-лев. Кость. 30х6 см. Холленштайн-Штадль, Германия. Возраст изделия — 40 тысяч лет

Одно из важнейших открытий палеолита — изобретение керамики. До расцвета гончарного дела еще добрых 15-20 тысяч лет, но в палеолите керамика уже не только изобретена, в одном очаге керамического производства она достигает удивительного расцвета. Находки, сделанные на стоянке Дольни-Вестонице в Чехии, это около 2000 предметов и осколков из обожжённой глины.

Фигурки из обожжённой глины. Дольни-Вестонице, Чехия. Возраст изделий — 25-27 тысяч лет

Эти фигурки кажутся грубыми, словно это шаг назад. А представьте, как было сложно тем мастерам осваивать совершенно новый материал, приходилось практически работать "с нуля". И ещё я бы обратил внимание на две интересные вещи: первые глиняные изделия не имели утилитарного применения, то есть, обнаружив новый материал, из него сразу начали делать "предметы искусства". С новообретённой глиной было действительно тяжело работать, и подтверждение этому — находки изделий тех же времён с той же стоянки, только выполненных из кости мамонта.

Орнамент. Бивень мамонта. Предмост, Чехия. Возраст работы — 25-27 тысяч лет

Орнамент. Бивень мамонта. Дольни-Вестонице, Чехия. Возраст работы — 25-27 тысяч лет

Почему же керамика так поздно достигла своего расцвета, а вестоницкие мастера так и остались вспышкой в её истории? Весь период палеолита — медленное поступательное развитие со сложившимися и укрепившимяся связями человека и окружающего мира. Иными словами, древние сообщества в эти тысячелетия пребывали в относительном комфорте и тесно были связаны с процветавшей мегалофауной (крупными животными, бывшими и пищей, и материалом). Поэтому, важную роль в развитии сыграют наступившие беды и катаклизмы, и последовавшие за ними изменения. Валдайское оледенение, аридизация (иссушение) климата и особенно вымирание мегалофауны — той точки опоры, на которой держался весь палеолитический мир.

Зубр, лижущий укус насекомого. Кость. Абри-де-ла-Мадлен, Франция. Возраст изделия — около 15 тысяч лет

Последние несколько тысячелетий палеолита мастера уже создают потрясающие драматические сюжеты и персонажей с характером. Появляются и интересные материалы.

Лошадь. Янтарь. Вайтше, Германия. Возраст изделия - около 14 тысяч лет

Историческая эпоха палеолита в разных уголках мира завершилась в разное время, сменившись периодами мезолита и неолита, развитие в которых получили керамика и новые материалы, были одомашнены животные и растения, построены первые города. А мастерам палеолита — поклон и благодарность за те запоминающиеся образы, которые они после себя оставили.

Автор — Григорий Колпаков, Студия "Реликвариум"

Фото — Владимир Городнянский, Дон Хичкок, Ян Желинек

P.S. Есть мысль создать что-то вроде поста-галереи с избранными работами палеолитических мастеров