Paul Poiret - король моды, давший женщинам свободу

У каждой эпохи свой пророк моды, дизайнер, который, прежде всего, способен предугадывать желания женщин и воплощать их.

В 1910-е годы таким оракулом стиля был Поль Пуаре, которого в Америке называли «королем моды», а во Франции просто «Le Magnifique» (великолепный). В начале ХХ века в Европе возродился интерес к Востоку (и немалую роль в этом сыграли «Русские сезоны» и в частности балет «Шахерезада», привезенный в Париж Сергеем Дягилевым в 1910 году), и Пуаре прекрасно обыгрывал его в своих моделях, используя яркие цветовые сочетания и загадочные силуэты. Однако прославился он не только этим. Пуаре установил новый канон одежды, оказался замечательным коммерсантом, а не только художником и заложил основы современной индустрии моды.

Он писал: "Женщины хотят свободы, и я даю им свободу".

Пуаре родился в Париже в семье небогатого торговца тканью 20 апреля 1879 года. Рос он мальчиком высокомерным и заносчивым. И родители решили отдать его в ученики к мастеру по изготовлению зонтов, чтобы таким образом воспитать в нем смирение и скромность. В мастерской маленький Поль собирал обрезки шелка и шил из них наряды для куклы, которую отдала ему одна из его сестер.

Paul Poiret путешествует по Европе со своими моделями, одетыми в его платья. 1911 г.

Подростком он показал свои эскизы выдающемуся модельеру Belle Epoque Madeleine Cheruit – и она купила у него дюжину. Постепенно его работы начали пользоваться спросом в самых крупных домах моды Парижа. А в 1896 году Пуаре был нанят самим Жаком Дусе. Затем он перешел в знаменитый Дом Уорта, где ему поручили придумывать простые удобные платья (их называли «жареной картошкой», поскольку они должны были служить гарниром к пышным вечерним платьям Дома Уорта).

Однако его модели оказались слишком новаторскими для консервативных клиенток этого дома. Так однажды Пауре подарил русской княгине Барятинской манто из черного сукна в китайским стиле с рукавами-кимоно. Княгиня была шокирована: «Ах, какой кошмар! У нас, случись какому-нибудь назойливому мужлану увязаться за вашими санями, ему отрубят голову и бросят в мешок, схожий этому». Но модельера это ничуть не смутило. И в 1903 году Пуаре открыл свой дом моды.

1907 г.

1908 г.

1909 г.

1910 г.

1910 г.

1910-е г.

1910-1911 г.

1910 г. Вечернее платье. В платье соединились любовь Poiret к истории (она заметна в воротнике) и стремление быть современным (смелые горизонтальные полоски).

1911 г. Вечернее пальто

1911 г.

1911 г. Пальто "Персия"

Пуаре всячески рекламировал свое творчество, в том числе устраивал вечеринки и маскарады (например, легендарный «Тысяча и две ночи»). Помимо одежды Пуаре начал выпускать духи, мебель и домашний декор, тем самым пропагандируя единый стиль всего образа жизни. И это был первый случай в истории моды.

1911 г. Костюмы для маскарада "1000 и 2 ночи"

1911 г. Костюм "Пламя". Бархатное платье. Шаль из крепа с отделкой из козьего меха. Вышивка шелковыми нитями.

1912 г. Пальто, надеваемое поверх вечерних нарядов

1912 г.

1912 г. Пальто для поездок в автомобиле

1912 г.

1913 г.

1913 г.

1912-1914 г. Заметно, что Poiret увлекался нео-классическим силуэтом и восточными мотивами.

1914 г.

1916 г. Комплект "Осенний лист"

1918 г.

1918 г. Шерстяное пальто

С началом Первой мировой войны он ушел в армию (где занимался разработкой и пошивом формы), а вернувшись в 1919 году, нашел свое детище в плачевном состоянии, буквально на грани банкротства. Роскошные платья, похожие на произведения искусства, остались в прошлом, модницы хотели простой и удобной одежды. Несмотря на предпринимательский талант, Пуаре не смог поднять свой дом из руин, и в конце 1920-х годов ушел из него, а в 1929 году дом окончательно закрыли. Остатки платьев продавали на вес, как ветошь.

1919 г. Пальто с аппликацией из кожи

1919 г.

1919 г.

1919 г. Пальто "Париж"

1919-1920 г. Платье "Самовар"

1920 г. Головной убор

Пегги Гугенхайм

1920-е г.

1920-е г. Вечернее платье

1920 г. Вечерний костюм

1920 г. Головной убор

1920 г. Вечерняя накидка

1920 г. Ночная сорочка, которую Пуаре сшил для своей супруги.

1922 г. Шелковый костюм

1922 г. Вечернее платье

1922 г.

1922 г. Вечернее платье

1923 г. Шелковое платье

1923 г. Супруга Пуаре - Дениз, которую он называл своей главной музой и источником вдохновения.

1923 г.

1923 г.

1924 г. Вечерний костюм с мехом

1924 г.

1924-1925 г. Вечерне платье "Золотая стрела"

1925 г.

1925 г. Вечернее пальто в стиле Art Deco.

1925 г. Шелковое платье

1925 г. "Саломея"

1925 г.

1925–26 г.

1926 г. Пегги Гугенхайм

1926 г. Платье "Марракеш"

1927 г. Шелковое платье

1927 г.

Конец 1920-х г. Платье, выполненное Poiret на закате его карьеры.

Сам Пуаре окончил свои дни в безвестности и нищете. Он рисовал портреты посетителей в кафе Парижа, чтобы заработать хоть немного. Синдикат Высокой Мод хотел было назначить ему пожизненную пенсию, но главенствовавшее там в ту пору семейство Уортов отклонило эту идею. У Пуаре остался единственный друг – Эльза Скиапарелли. Именно она помогала ему материально и буквально спасла его имя от безвестности.

Самыми значительными инновациями Пуаре можно считать освобождение женщин от пышных нижних юбок (1903 г) и корсета (1906 г.), зауженную юбку (hobble skirt), туники-абажуры и шаровары в восточном стиле. Он увел шитье от кроя к драпировке (на что особенно повлияли греческие хитоны и японские кимоно) и стал шить из простых прямоугольников, из-за чего одежда висела на плечах. Таким образом Поль Пуаре заложил основы всей моды ХХ века. И несмотря на печальный финал его карьеры, он остается Королем моды и ее величайшим преобразователем, который дал женщинам свободу.

По материалам Векипедии и статьи Х.Коды и Э. Болтона (Институт Костюма, Музей Метрополитен)

Видео-ролик Института Костюма о Поле Пуаре