Создаем колье «Голубая лагуна»: работаем с люневильским крючком

Я очень люблю изучать различные направления рукоделия и осваивать новые техники работы. Список используемых техник у меня весьма разнообразен, но все они объединяются тем, что используются в создании украшений.

В последнее время я увлеклась вышивкой, поэтому этот мастер-класс будет посвящён одному из его направлений — вышивке люневильским крючком. Чаще всего такая вышивка используется в одежде, но мне очень захотелось применить её в украшениях. С самого первого момента знакомства с этой вышивкой в голове крутились мысли, как же её можно применить.

После объявления конкурса от Swarovski и sw-strazy образ колье очень быстро нарисовался, а после подбора материалов стало понятно, что я наконец смогу применить полюбившуюся технику и в украшении.

При работе я использую некоторый симбиоз техник индийской и люневильской вышивки.

В работе использованы следующие материалы:

- 5810 жемчуг Сваровски 3 мм Light Blue нить (200 шт);

- 5810 жемчуг Сваровски 3 мм Turques (200 шт);

- 4195 ювелирные кристаллы Сваровски Медузы 1 шт 22 мм и 6 шт 14 мм;

- 53200 пришивные кристаллы Сваровски в оправе (Шатоны) Light Turques;

- 5328 биконусы Iridescent Green 3 мм;

- бисер чешский 11;

- бисер японский 15;

- фетр, фатин;

- кожа;

- нитки для вышивания, мононить;

- полимерная глина;

- клей;

Инструменты:

- пяльцы;

- крючок люневильский;

- иголочки;

- ножницы.

Запяливаем Фатин. Ткань должна быть хорошо натянута.

Кладём на внутренний обод фатин, сверху надеваем внешний на 2-3 мм. Закручиваем винт до такого состояния, чтобы обод хорошо держался, но ещё была возможность его сдвинуть с места. Аккуратно надеваем обод до конца и хорошо затягиваем винт.

Переносим контур колье с помощью маркера. Не забываем подложить ненужный лист бумаги, чтобы не разукрасить свою рабочую поверхность. Маркер должен быть ярким, чтобы в процессе работы контур был хорошо виден.

Теперь начинаем знакомство с люневильским крючком.

Выглядит он так. Отличается от других крючков тем, что у него очень острый кончик, а сам крючок имеет не выступает наружу, а лежит в одной плоскости с иглой. Такая форма позволяет легко проходить через тонкие отверстия не задевать ткань или нитку.

Винт на ручке является не только держателем/зажимом иглы, но и помогает определить направление крючка.

Вышивать им можно двумя способами:

В первом варианте бусины нанизываются на нить, это более распространённый способ для работы с этим инструментом

Второй способ — бусины надеваются на сам крючок.

В этом мастер-классе мы будем осваивать второй способ.

Очень удобно начинать знакомство с этим крючком совместно с хрустальным жемчугом Сваровски. Для бусин подходит самый маленький крючок №70, он хорошо проходит в бусину, но сами бусины одеваются плотно на него, поэтому при вертикальном размещении крючка они не скатываются вниз. На стадии знакомства с люневильским крючком это облегчит процесс обучения. Всё внимание можно уделить крючку, а уже после небольшого опыта учиться удерживать бусины, которые не фиксируются на игле.

Чтобы было виднее, я взяла контрастную нить.

Водим крючок на изнаночную сторону, Зацепляем нить и вытаскиваем на лицевую сторону.

Вводим крючок в соседнюю ячейку фатина, овиваем оба конца нити вокруг него и тянем на лицевую сторону.

Мы получим 2 петли на крючке.

Протаскиваем петлю из двух нитей через одинарную петлю.

Вынимаем крючок из петли, нанизываем несколько бусин и снова вводим его в петлю.

Спускаем одну бусину с крючка на нить.

Вводим крючок в фатин. Оборачиваем нить вокруг крючка и выводим на лицевую сторону.

Я работаю с одним концом нити, второй прикрепляю иглой, чтобы не мешал. Так как у меня замкнутый контур вышивки, я вернусь в точку начала работы и использую этот хвостик для закрепления основной нити. Можно работать обоими концами несколько шагов и спрятать шагов короткий хвостик в бусине.

Спускаем следующую бусину, вводим крючок в фатин, оборачиваем нить вокруг крючка, вынимаем на лицевую сторону. Повторить необходимое количество раз.

Спускаю бусину с крючка средним или безымянным пальцем.

За один раз можно пришивать по несколько бусин. Для тренировки советую по одной бусине пришивать и на крючке держать небольшое количество бусин.

После того, как набили руку, можно приступать к чистовой работе.

Вместо эскиза я разложила материалы на шаблоне (это черновик) и сфотографировала. Мне так удобнее всего подбирать материалы и сразу видеть, как они сочетаются.

Теперь переходим к детальному расположению элементов.

На основе раскладываю нити жемчуга.

Вдоль одной нити мягким карандашом рисую линию, по ней будем вышивать. Линия закроется бусинами и не будет видна, если в процессе работы захочется отступить от разметки, её можно легко стереть.

Вышиваем жемчугом цвета Turques, потом рисую карандашом линию, по которой будет пришиваться жемчуг Light Blue.

Продолжаем вышивать той же нитью, не отрезаем её.

Первая бусина пришита близко к контуру колье, это позволит вернувшись к точке «старта» вышивки, продолжить не отрезая нить вышивать контур колье. Для контура я использовала чешский бисер. После вышивания контура выводим нить на изнанку и любым удобным способом завязываем узелок.

Дальше нам надо прикрепить фетр на изнаночную сторону. Для этого я кладу несколько магнитиков на рабочую поверхность, сверху лицом вниз кладу нашу вышивку. Магнитики должны располагаться так, чтобы они были за рамками контура колье.

Накрываем листом фетра нашу конструкцию, хорошо его разглаживаем и на каждый магнитик кладём второй. Нижний магнит лучше придерживать через фетр пальцем, чтобы ткань не сместилась. Магниты очень сильные и при приближении пары они очень легко притягиваются/отталкиваются меняя своё положение. После накрытия фетром магниты можно искать на ощупь, а можно приподнять его с одной стороны и подсмотреть.

Я использую магниты, потому что мне так удобно. Можно воспользоваться иголочками для закрепления фетра. Также можно запялить фатин вместе с фетром, если размер последнего позволяет.

Размечаю места расположения медузок.

Кристаллы я очень часто креплю не кастами, а с помощью самодельных подставочек. Не всегда можно оперативно найти нужный каст, но основная причина альтернативного крепления имеет эстетические причины. Очень часто лапки каста сильно видны и портят его внешний вид.

Для подставочек нам понадобится полимерная глина.

Хорошо разминаем её, скатываем маленькие шарики и лепим на дно кристаллов. Получаются вот такие шапочки.

Кладём кристалл глиной вниз и надавливаем, чтобы глина хорошо распределилась и появилась плоская поверхность.

Отправляем запекаться вместе с кристаллами. Запекаем согласно инструкции на полимерной глине. Ждём, пока всё остынет, снимаем глину с кристалла, и получившиеся чашечки пришиваем на место будущей дислокации кристаллов.

Раскладываем бусины и кристаллы так, как они у нас будут располагаться в готовом изделии. В желаемых местах делаем россыпи бисера. Пока мы можем легко перемещать элементы, подбирая их желаемое расположение. Кристаллы я пока не приклеиваю, просто кладу на подставочки для полноты образа.

Отмечаю места расположения бусин маркерами разных цветов.

Пришиваем бусины. У меня осталось несколько непришитых, я их зафиксирую когда буду пришивать бисер.

Теперь в хаотичном порядке пришиваем бисер. Я пришивала по 1-2 бисерине.

Обводим контур колье фломастером или ручкой, снимаем магниты и вынимаем из пялец работу.

Обрезаем фетр по контуру вышивки, а фатин с отступом в 1 см от краёв фетра.

Загибаем кончики фатина на изнаночную сторону и пришиваем. Фетр насквозь не прокалываем, только за верхние волокна зацепляем, нам не нужна большая прочность, главное чтобы фатин не мешал при дальнейшей обработке изнанки.

Фатин я не обрезаю по контуру вышивки, а именно загибаю оставленный с запасом материал потому что:

- так аккуратнее смотрится край;

- нет опасений прорезать нить контура вышивки;

- кончики фатина достаточно колючие, соприкосновение с кожей будет неприятным.

Пришиваем цепочки. Фетр прокалываем насквозь, на лицевой стороне стараюсь, чтобы нить проходила через бисер или кристалл. Так надёжнее и нет следов от нити на лицевой стороне.

Приклеиваем колье на тонкую кожу. Я клеем мажу только фетр чтобы кожа не пропиталась клеем. Плотно прижимаем колье к коже.

Приклеив одну половину, хорошо всё разглаживаем и приклеиваем вторую половину.

Даём высохнуть клею. Не надо наносить клей до самых краёв, отступить надо хотя бы 5 мм, потому что когда клей затвердеет, очень сложно будет проколоть его иглой.

После высыхания клея обрезаем лишнюю кожу.

Обшиваем край колье бисером и крепим замочек.

Вклеиваем кристаллы.

Обязательно обезжириваем поверхность кристалла и наших подставочек. Я использую двухкомпонентный Поксипол.

Наше колье готово радовать свою обладательницу.

И крупным планом.

Буду руда, если мастер-класс воодушевит кого-то на освоение люневильского крючка.

Спасибо организаторам конкурса за вдохновение. Данный материал станет началом серии мастер-классов по работе с люневильским и индийским крючком, если это направление вышивки кого-то заинтересует.

Приятного творчества!

Полная или частичная перепечатка содержимого мастер-класса допускается только с указанием первоисточника.