Секреты постоянного вдохновения

Мы, как обычно, полны благих начинаний. С понедельника нужно записаться в танцевальную студию, а еще давно хотелось научиться рисовать, да и подтянуть английский бы неплохо… Куплены красочные современные учебники, оплачены недешевые курсы, приобретены отличные материалы для творчества. В порыве энтузиазма и вдохновения нам даже удается заставить себя сделать первый шаг на пути к лучшей жизни, и первую пару недель мы страшно довольны и горды собой. Но первый шаг — не самый сложный этап. Уже за ним начинаются настоящие трудности, бодрое воодушевление сменяется унылым разочарованием от того, что все получается не так быстро и легко, как бы хотелось. Руки двигаются неумело, и рисунок размазывается; запомнить английские слова никак не выходит; да и гибкость и пластичность — явно не наш конек. Постепенно мы забрасываем занятия, благие начинания остаются без продолжения, а у нас появляется лишний повод посетовать друзьям на свою обделенность лингвистическими или артистическими талантами. А ведь стоило не сдаться, продолжить, и у нас бы непременно получилось что-то интересное, да и приобретенные навыки сделали бы нашу реальность более яркой и наполненной. Какие же приемы помогут нам не разворачиваться назад в самом начале увлекательного путешествия к далеким свершениям? Попробуем разобраться.

Прием первый. Применяем правило 20 %.

20% усилий дают 80% результата — вот что гласит данное правило. А это значит, что нет необходимости надрываться, суетиться, пытаться выучить и запомнить все и сразу. Чего бы мы ни желали добиться — достаточно, чтобы хотя бы пятая часть наших действий была продуктивной. Поэтому, принявшись за какое-то занятие, мы совсем не обязаны постоянно быть предельно внимательными и сконцентрированными — мы можем быть такими минут пять-десять, потом позволить себе немного расслабиться, отвлечься, потом снова чуть-чуть поднапрячься. Пусть наше обучение будет более ленивым, чем напряженным, с приятными паузами и без погони за сверхэффективностью. Этот прием можно использовать и на групповых занятиях — просто нет смысла понимать и повторять все, что говорит или делает учитель. Полезнее — для нервов и для самого процесса получения знаний, как ни странно — быть не слишком прилежным учеником, время от времени витающим в облаках с отрешенной улыбкой.

Прием второй. Превращаем количество в качество.

Говорят, чтобы стать профессионалом в каком-либо деле, нужно «наработать» определенное количество часов. По некоторым подсчетам, 10000 часов тренировок позволят нам стать виртуозом в чем угодно. Как будто много — но мы ведь и не стремимся быть лучшими из лучших, для начала нас вполне устроит уровень чуть выше среднего, а для его достижения хватит и года-двух. Итак, часы, накапливаясь, образуют крепкий фундамент для наших умений. В общем, все, что нам нужно, чтобы построить качественное здание из новых навыков — это копить часы. Постепенно их количество сделает нас мастерами в выбранном занятии. А пока что продумываем график уроков — по 15-20 минут каждый день, или по полчаса через день, или по часу два раза в неделю, как уж нам позволяет расписание — и обязательно следим за регулярностью. Заводим блокнотик и подсчитываем в нем «отработанное» время — ведь оно неизбежно приближает желанный результат, какими бы жалкими нам ни казались наши достижения на данный момент.

Прием третий. Фиксируем промежуточные результаты.

Когда мы учимся чему-то новому, у нас постоянно что-то не получается — это раздражает и может охладить творческий и исследовательский пыл. И мы не обращаем внимания на то, что вчера у нас не выходило даже набросать пропорциональную фигурку в стиле ручки-ножки-огуречек, а сегодня никак не удается отразить выражение глаз натурщика. Задача многократно усложнилась, но мы замечаем лишь одно — отрицательный результат в настоящий момент. Именно поэтому так важно фиксировать свои промежуточные достижения и обращаться к ним в минуты разочарования. Так что не выбрасываем свои наброски и даже неудачные творения, записываем на видео процесс создания и его итоги, фотографируем свои работы, пишем сочинения на иностранных языках — в общем, делаем все, чтобы у нас всегда были вещественные доказательства наших усилий на каждом этапе обучения. Это позволит нам оценить свои успехи, взглянуть на тот немалый и трудный путь, который мы уже преодолели. И придаст нам сил для дальнейших подвигов.

Прием четвертый. Ставим несложные краткосрочные цели.

В своих книгах суперпопулярный американский психолог Михай Чиксентмихайи знакомит нас с новым, им же и введенным понятием — так называемым «состоянием потока». Речь идет о психическом состоянии, в котором человек полностью включен в то, чем занимается, предельно сосредоточен на задаче и нацелен на успех. По мнению автора, находясь «в потоке», человек совершает все свои самые великие открытия и достижения. Для того, чтобы войти в столь плодотворное состояние, нужно следовать некоторым правилам. Одно из самых важных: уровень способностей субъекта и сложность задания должны находиться в равновесии. То есть задание не должно быть ни слишком легким, ни слишком трудным. Первое вызовет скуку, второе — разочарование. Чтобы избежать и того, и другого, научимся правильно ставить цели — ведь мы выбираем задания, опираясь на них. Представим, что мы в первый раз берем в руки гитару. Если мы тут же начнем фантазировать о своем будущем рок-звезды и отважно кинемся в дебри табулатур и баррэ, скорее всего, мы скоро со свистом сдуемся — уж слишком отдалена цель и слишком непомерны задачи. А вот если мы решим, что через неделю сможем похвастаться правильной постановкой пальцев и исполнением простой гаммы, наверняка так оно и будет. То же и в любой другой деятельности — определим, какие результаты мы хотим иметь через короткое время, и начнем двигаться в правильном направлении небольшими шажками, постепенно наращивая сложность.

Прием пятый. Преодолеваем порог.

Поначалу обучение любой новой деятельности похоже на кошмар. Голос срывается и не слушается, мышцы тоскливо ноют, мозг со скрипом и треском подбирает нужные иностранные слова… Мы упорно повторяем одно и то же, злясь на свою глупость и неповоротливость. Мы стараемся надеяться на лучшее, но мучения продолжаются и вот нам начинает казаться, что мы определенно не созданы для данного занятия. Этот самый жуткий этап (на котором большинство людей обычно и ломается) — основной этап формирования навыков первой необходимости. Невозможно предсказать, сколько он продлится, так как это зависит от многих факторов — регулярности и интенсивности занятий, первоначальных умений, талантов и склонностей — но он обязательно закончится. И когда он закончится, наши свежеприобретенные навыки станут автоматическими, станут частью нас, избавив нас от ученических страданий и открыв перспективы для дальнейшего совершенствования. Нам только нужно дотянуть до порога и переступить его! И пусть нас поддерживает мысль, что за ним мы наконец сможем безболезненно наслаждаться тем, чему научились.

Прием шестой. Поддерживаем разнообразие.

Чтобы первоначальный энтузиазм не угас, его необходимо подогревать. А для этого важно почаще добавлять в свои занятия что-то новенькое и любопытное. К тому же в наше время существует такое огромное количество увлекательных способов и возможностей обучения, что как-то странно их не использовать. Мы ведь можем не только понуро штудировать учебник и отсыпаться на групповых занятиях. Мы можем также смотреть обучающие видео, играть в обучающие игры, слушать аудиокурсы, общаться с носителями по скайпу, делиться знаниями и задавать вопросы на форумах, пытаться понять фильмы и книги в оригинале, объединять усилия с другими любителями, посещать конкурсы, выставки и мастер-классы по интересной нам теме… Выбор безграничен! Так что прямо сейчас составляем список тех полезных активностей, которые нас наиболее вдохновляют, и немедленно начинаем внедрять их в наш образовательный процесс.

Прием седьмой. Создаем ритуал.

Мы все каждый день совершаем множество привычных действий. Не то, чтобы нам очень уж нравилось их делать — просто они успели стать частью нашей повседневной жизни и нам не нужно заставлять себя их выполнять. Мы чистим зубы, умываемся, мажемся кремами и лосьонами, наносим макияж и так далее — и у нас не возникает никаких вопросов по поводу полезности данных процедур. Так же и с нашими новыми занятиями — если мы не хотим учиться из-под палки, постоянно испытывая нашу силу воли на прочность, то нам следует превратить процесс обучения в привычный ритуал. Здесь важны четыре компонента:

Правильное время и четкое расписание.

Если мы ходим на занятия в группе или с репетитором в определенные часы и дни, это хорошо. Но даже если мы занимаемся сами, у нас должно быть достаточно четкое расписание. Дело в том, что совершая один и тот же вид деятельности в одно и то же время, мы гораздо быстрее превратим его в привычку. И время для уроков стоит выбирать тщательно, так, чтобы наш мозг и тело не были слишком уставшими или напряженными.

Действия, настраивающие на нужный лад.

Перед тем, как наносить макияж, мы выполняем еще несколько предварительных действий. Ибо любой уважающий себя ритуал требует подготовки. Поэтому перед тем, как приступить к занятиям, мы тоже станем совершать то, что позволит нам расслабиться и правильно настроиться. Можно послушать подходящую музыку, выпить чашку кофе или ароматного чая, сделать дыхательную гимнастику или пару физических упражнений. Выбор за нами.

Повторяющаяся структура урока.

У правильного ритуала всегда есть начало, конец, определенная последовательность действий. Пусть наше занятие тоже протекает по привычному руслу — к примеру, при изучении языка первые пять минут мы тратим на фонетику, потом лексика и разговорная часть, потом грамматика, а под конец небольшое сочинение. Хороший преподаватель — частный или на курсах — обычно строит урок по этому принципу (ну или его следует об этом попросить). И при этом важно оставлять время и на что-то креативное и непредвиденное. Иногда и целый урок можно посвятить необычным творческим заданиям.

Поощрение за усилия.

И, наконец, самая приятная часть — заслуженное вознаграждение за проделанную работу. Это может быть что-нибудь вкусненькое, или просмотр любимого сериала, или прогулка на свежем воздухе — что-то простое, но доставляющее нам удовольствие. С помощью такого «пряника» мы сможем сформировать положительное отношение ко всему процессу обучения.

Прием восьмой. Ведем дневник достижений.

Лучше всего взять лист бумаги формата А4, повесить его на видное место, чтобы всегда была возможность полюбоваться, и яркими цветными ручками отмечать на нем все свои успехи. Причем полезно записывать не только то, что у нас уже получилось, но и то новое, что мы только что для себя открыли. Это мотивирует, приободряет, повышает уверенность в своих силах. Ну и немного погордиться собой нам тоже не помешает.

Прием девятый. Ждем аппетита во время еды.

Как бы нам ни нравилось какое-то занятие, приступить к нему порой бывает сложно. Мы тянем время, пытаемся отлынить, откладываем на потом. Почему? Да потому что ждем, когда же придет то волшебное вдохновение и деятельное настроение, которое, по нашему пониманию, должно сопутствовать плодотворной работе. Да вот чаще всего оно так и не приходит. Просто здесь вступает в силу тот же закон, что и с аппетитом — иногда, только приступив к еде, мы понимаем, насколько голодны и как же это вкусно. Итак, чтобы проснулся аппетит, нужно начать есть. А чтобы проснулось вдохновение, нужно начать заниматься. Несмотря на то, что вроде бы сейчас не хочется и вообще упадок сил и нет никаких хороших идей и ничего из этого не выйдет. Как только мы начнем, все переменится — и откуда-то появятся и силы, и идеи, и желание.

Прием десятый. Ошибаемся.

Боязнь ошибок — одна из главных преград на пути к новым знаниям и умениям. Каждый раз, когда в процессе обучения мы из страха совершить промах не совершаем ничего, желанный результат отодвигается от нас немного дальше. На самом деле метод проб и ошибок — самый действенный способ чему-либо научиться. Именно так познают мир дети. И достаточно разумные животные. И даже наиболее перспективные с точки зрения «искусственного интеллекта» роботы не получают программу на все случаи жизни свыше, а пытаются сформировать свою картину мира, ошибаясь и пробуя снова. Так что ошибки — обязательный элемент на пути к самосовершенствованию. Не будем же ругать себя за них, наоборот, станем использовать их потенциал во благо. Над ошибками можно и нужно работать — вспомните, чем нас мучили в школе после неудачной контрольной. В них следует разобраться, сделать выводы и постараться далее их не повторять. Таким образом они помогут нам полнее осмыслить и усвоить материал. Они также способны привести к внезапному творческому озарению и даже к открытию, если относиться к ним с пониманием, а не раздражением. В конце концов, такие привычные нам вещи и продукты, как микроволновая печь, антибиотики и Кока-Кола, были изобретены благодаря ошибкам.

Прием одиннадцатый. Применяем на практике.

Мы уже говорили о том, что наш новый вид деятельности должен превратиться в ритуал и стать важной и бесспорной частью нашей повседневности. И теперь, когда у нас уже есть небольшие положительные результаты, мы еще теснее вплетаем полученные умения в привычную жизнь. Нам просто необходимо использовать их на практике, ведь это позволит осознать их полезность и получить долгожданный отклик на свои усилия. Если мы рисуем, то почему бы не украсить стены квартиры своими рисунками? Если вышиваем, то почему бы не подарить вышитую рубашку подруге на день рождения? Если танцуем, то почему бы не сходить на специальный танцевальный вечер? Любому занятию следует найти подходящую область применения, так как наши навыки не должны оставаться скрытыми ото всех и никак не связанными с реальностью.

Прием двенадцатый. Находим наставника.

Это здорово, когда человек готов сам на себя взвалить ответственность за процесс обучения и за полученные результаты. Но все же мы не супермены, и порой нам бывают нужны и профессиональная помощь, и разумный совет, и просто крепкая человеческая поддержка. Ну или волшебный пинок под заднюю часть тела. Родные и близкие и рады бы помочь, но они могут слабо разбираться в нюансах нашего дела. И здесь на сцену выходить наставник, учитель — мастер того, в чем мы хотим преуспеть. Именно он способен направить нас по нужному пути, избавить от лишних «поворотов не туда», воодушевить или даже строго отчитать, если это понадобится. Сейчас существует много возможностей его найти — в интернете полно репетиторских сайтов, групп по интересам, форумов, где мастера делятся опытом и отвечают на вопросы. Лучше, если это будет преподаватель, с которым мы время от времени будем встречаться «в реале», но в крайнем случае пойдет и виртуальный вариант. Самое главное требование к потенциальному наставнику, помимо высокого уровня профессионализма — преданность своему занятию и заинтересованность в помощи конкретно нам. С ним должно быть комфортно, но не слишком, ибо одна из его главных задач — как раз вытягивать нас из нашей зоны комфорта на встречу с новыми возможностями.

Прием тринадцатый. Делимся успехами.

Конечно, мы уже начали это делать, научившись применять новоприобретенные таланты на практике. А теперь постепенно расширяем сферу влияния — выкладываем результаты нашей деятельности на тематических сайтах, находим соратников-любителей, общаемся с ними и обмениваемся опытом, участвуем в конкурсах-выставках-ярмарках-разговорных клубах. С момента «выхода в свет» оценка наших умений не всегда будет положительной — в отличие от того времени, когда мы делились только с доверенными близкими — но это даже хорошо. Некоторая порция критики поможет нам продвинуться еще дальше и еще более усовершенствовать свои навыки. Теперь уж мы не собираемся сдаваться и отступать, ведь впереди еще столько интересного!

«Просто сделай это», («Just do it») — так звучит один из самых успешных рекламных слоганов всех времен и народов. Но, на мой взгляд, если заменить «сделай» на «продолжай», получится еще более актуально. Просто продолжай то хорошее и полезное, что уже начал. Просто продолжай это. А все остальное приложится.