Шаги из хобби в бизнес

Скачок из хобби в бизнес у меня получился стремительным. В начале февраля я ушла с работы и собралась немного "отдохнуть на хозяйстве" за широкой спиной хорошо зарабатывающего мужа. Радужные планы накрылись медным тазом, когда через 2 недели фирма, где работал кормилец, по причине рейдерского захвата неожиданно и громко была опечатана. С омоном, автоматами и прочим детективно-сериальным антуражем. Пошли суды и ряды, а мы оказались в суровой реальности с двумя детьми, котом и невыданной месячной зарплатой.

У меня осталась одна надежда и выход — магазин на Ярмарке Мастеров, с помощью которого я раньше зарабатывала себе "на булавки". Надо было продержаться, пока муж не найдет работу. Забегая вперед, могу сейчас, когда все уже наладилось, сказать: я удивила и себя, и всю семью. Никто из нас не подозревал, что рукоделие может приносить хороший доход и на эти средства можно неплохо жить даже в мегаполисе.

Мне пришлось многое пересмотреть в своей работе. Возможно, не все мои шаги были правильными, однако времени на долгие раскачивания не было. С чего я начала?

Я начала с того, что собрала все материалы и хомячьи заготовки, из которых сама как-нибудь-в-благоприятный-момент-под настроение собиралась делать кукол и выставила это все на продажу по средней цене. Так как все материалы были хорошего качества, их стали разбирать, а я, наблюдая этот процесс, поняла, что материалы для творчества и заготовки для кукол пользуются не меньшим спросом, чем сами куклы.

Тогда я решила провести небольшой эксперимент: сделала куклу и одновременно с ней выложила набор для создания такой куклы. Набор купили первым. Я выложила еще один и его тоже сразу купили. После этого я пересмотрела свои подходы к творчеству и сделала выводы, которые помогли мне увеличить продажи. Это только мой опыт, но возможно, он кому-то из новичков пригодится.

1. Ассортимент

В ассортименте на данный момент у меня куклы, кукольные наборы для творчества и слепки для кукольных лиц. Для удачных продаж наборы должны чередоваться с готовыми изделиями. Тогда покупатель видит, что конкретно он сможет сделать из предлагаемого набора и как это будет выглядеть в конечном итоге. Куклы могут повторяться, а наборы не должны повторяться по цветовой гамме, в них должно быть много аксессуаров, лент и прочих милых штучек.

На страницы продаж слепков для кукольных лиц желательно помещать фото уже готовых кукол, своих и других мастеров, которые использовали эти материалы в работах. А на странице продажи готовой куклы писать, из каких материалов она сделана и давать ссылку на них в магазине.

Добавлять по мере возможности ассортимент, для чего увеличить резерв клубной карты. Раньше, при карте на 40 работ, я убирала старые работы со статусом "для примера". Потом решила, что много кушать они не просят, но создают атмосферу магазина и увеличила карту до 100 работ. Новому подписчику будет интересно побродить и посмотреть.

Не лишнее действие — заглядывать на страницу "мой магазин" и сравнивать, какие позиции посетители просматривают чаще, а какие реже и на основе этого делать выводы, в какую сторону двигать ассортимент.

2. Работа с покупателями

Это очень и очень важный пункт. Я подключила смс — оповещение о заказах. Раньше не задумывалась и относилась к этому вполне расслабленно, а сейчас даже в дороге каждый час-два заглядываю в магазин с телефона. Иногда, прежде чем оформить покупку, человек пишет сообщение с вопросами и уточнениями, а смс-оповещение в этом случае не работает. Правило: покупатель не должен ждать. Реагировать надо быстро и отвечать сразу. Если человек не представился, заглянуть к нему в профиль, узнать имя и обращаться по имени.

Если по заказу получается задержка, тут же сообщать покупателю и уточнять новые сроки. Но лучше до этого не доводить.

Во время изготовления длительных заказов тоже нужно быть на связи: "Люба-Света-Татьяна, добрый день, процесс идет, на данный момент я делаю роспись, все будет готово к субботе".

Не бросать своих покупателей. После покупки они иногда пишут и задают вопросы по изготовлению кукол из наборов, о росписи, о пошиве. У меня не всегда есть возможность пространно отвечать всем об одном и том же, поэтому есть смысл не жадничать и выложить бесплатный мк, к примеру, по росписи. Или написать блог с наиболее часто встречающимися вопросами и дать на них подробные ответы. Тогда можно после пары слов приветствия давать покупателю ссылки на эту информацию.

Покупатель должен уйти довольным. Поэтому — всегда класть в посылку подарок. Открытка, выкройка, брошь или подвеска для куклы — любому человеку приятно такое внимание.

Если вдруг так случилось, что я упустила какой-то момент (путаница с оплатой и человек переволновался, или к примеру, забыла положить в посылку бисер), то надо исправлять ситуацию, пусть даже в ущерб себе. Я кладу дополнительный слепок в заказ, дарю мк и таки иду досылать пакетик с двойным объемом бисера.

Если я по-какой либо причине не могу сделать покупателю то изделие или набор, которые ему хочется, то в ответе на запрос я не пишу, что "этого нет". Я пишу: "на данный момент этого нет, так как (называю причину), но есть новинка, вот это и это (начинаю расписывать преимущества) и еще в подарок я вам положу выкройку (слепок, аксессуары — тут могут быть разные варианты). В 80% случаев это срабатывает.

3. Внешний вид магазина

Изменения произошли и здесь. Для начала я нарисовала себе новый баннер, более точно отвечающий ассортименту моего магазина. Потом убрала старую невнятную аватарку и разместила на ее месте свое позитивное фото с зубастой улыбкой. Теперь я для своих гостей не просто картинка, а конкретный человек, к которому они обращаются. Под фото подписалась своим именем и фамилией.

Пересмотрела расположение работ. Вверху разместила наборы, а так же наиболее характерных и пользующихся спросом кукол, ниже блоком — заготовки. Заготовки пронумеровала, чтобы покупателям было удобнее выбирать. В самом низу — вперемешку уже проданные картины и куклы, это если кому побродить захочется и порассматривать.

Добавила количество фотографий на страницах продаж. Именно 6, а не 1, 2 или 3. Покупатель приходит смотреть товар в магазин и хочет рассмотреть его подробно и с разных ракурсов. Размещение одной фотографии на странице продажи оправдано в случае, если продаются картины или рисунки. Если же продаются объемные изделия, то нужно много фото.

4. Упаковка, оформление и отправка посылок.

Процесс изготовления упаковки пришлось упростить и автоматизировать. Если раньше была возможность корпеть над эксклюзивной упаковкой, то с ростом продаж от этого пришлось отказаться. Я нашла базу, где небольшими партиями можно покупать прочные коробки с толщиной стенок 3 мм. Путем естественного отбора со временем у меня остались два размера коробок и два размера тубусов. Коробки для наборов, тубусы для готовых кукол.

Процесс изготовления бирок тоже претерпел изменения. Целиком в типографию я их сдавать не стала, но частично все-таки печатаю. Клею на фактурный картон, а внутреннюю часть как и прежде, заполняю от руки.

Почтовые пакеты для отправки стала покупать в канцелярских магазинах, там они стоят дешевле. Для сравнения: на почте пакет 30 руб, в магазине такой же — 18 руб.

От почтового отделения возле дома тоже пришлось отказаться, в нем тратится очень много времени. Отправляю посылки из другого отделения, оно находится дальше, но там шустрые работницы. Хорошие отношения с работниками почты наладить необходимо, на моем отделении уже без лишних объяснений знают, что и как мне надо отправлять и все происходит быстро. Расходы на шоколадку 8 марта, на Новый год и в день почтового работника (10 июля) не опустошат кошелек.

5. Волшебный пендель.

Да, это то самое прекрасное средство, которое помогает от любого творческого кризиса. Я выработала для себя правило: не ждать вдохновения. Необходимо двигаться вперед, несмотря ни на что. Если совсем уж опускаются руки, надо вставать и идти наводить порядок на рабочем столе, перебирать материалы, читать публикации на Ярмарке Мастеров. До сих пор не пришло? Хорошо, иду делать механическую работу — лепить, шлифовать заготовки. Кстати, именно во время шлифовки лучше всего думается. Руки заняты, голова свободна, в ней начинают бродить идеи. Вопрос "творец или ремесленник" для меня не стоит, я с удовольствием буду ремесленником, если это необходимо и творцом, когда придет вдохновение.

6. Конкурсы и акции.

Иногда я их провожу. Конкурсы — раза 2-3 в год. Чтобы они проходили успешно, лучше всего найти единомышленника из мастеров с примерно таким же, как у вас, ассортиментом. Тогда и целевой аудиторией обменяетесь, и следить за конкурсом проще, и проходит он веселее. Чтобы все прошло удачно, необходимы хорошие призы и не сложные условия проведения. Призов на конкурсе один или два, а участников много и они стараются, поэтому в качестве приятного бонуса может выступить подарочный сертификат.

Хорошо работают акции "купи три, четвертый в подарок", эту акцию можно растянуть на длительное время. Например, на весну и прекращать ее летом, когда уровень продаж снижается.

7. Блоги и публикации.

Подписчиков и покупателей они особо не добавляют, но добавляют друзей из мастеров, что тоже немаловажно. Не стоит все время усердно работать в своем домике, иногда и пообщаться — потрындеть полезно, это расслабляет. Тем более на ресурсе писать можно практически на любые темы.

8. Обучение и развитие

Чтобы идти дальше, надо развиваться. Чтобы развиваться, надо обучаться. Поэтому по возможности я хожу на мастер-классы к известным кукольникам, общаюсь с мастерами, читаю статьи и посещаю выставки и музеи.

9. Чего я не делаю.

Теперь моя работа — магазин на Ярмарке Мастеров и я планирую тут остаться. Некоторых иногда тошнит даже от любимой работы, со мной пока этого не случалось, но во избежание я установила себе правило и придерживаюсь его. Я не беру подозрительных, неудобных и неинтересных заказов.

10. Оценка эффективности усилий.

Самый простой способ — завести амбарную книгу и записывать все расходы — доходы до мелочей. Я ее веду с момента увольнения с работы и подбиваю результаты 1 числа каждого месяца. Я не математик и не аналитик, а махровый гуманитарий, поэтому, чтобы было проще и нагляднее, сделала себе очень простой график-картинку по месяцам, где красная линия — уровень моей бывшей офисной зарплаты, а столбики - чистая прибыль по месяцам после увольнения. Обычно я рисую новый столбик в начале каждого месяца, но сегодня нарисовала на середину июня, чтобы вам показать.

11. Когда хобби становится работой. Плюсы и минусы.

Говорят, что когда хобби становится работой, человек становится счастливым. Не знаю насчет счастья взахлеб, я скорее ощущаю внутреннее спокойствие и гармонию. Несмотря на большую нагрузку (иногда бывают дни, когда рабочий день длится до 15 часов), я устаю гораздо меньше, чем на работе в офисе. Там я часто справлялась с работой раньше положенного времени, но это вызывало лишь раздражение у начальства. Значит, мало нагрузили. Уходить раньше не разрешалось принципиально, поэтому специально давали бесполезную работу "в стол", которая нигде не будет использована, чтобы без дела не сидела. Это очень сильно выбивало из колеи и портило настроение. Теперь я знаю, для чего я работаю и куда тратится мое время.

Из минусов — раньше за домашним хозяйством получалось лучше следить, теперь я этому уделяю меньше времени. Но это, пожалуй, и все. По общению в коллективе не скучаю, наоборот, тихо радуюсь, что не надо участвовать в пустых разговорах и ходить на корпоративы. Так сложились обстоятельства и мне пришлось сделать этот шаг, но советовать бросать работу и уходить в хобби я никому не стану. Наоборот, посоветую сто, двести раз подумать и все взвесить. А если все же так сложатся обстоятельства, не надо паниковать. Когда закрывается одна дверь, то обязательно открывается другая.