Секреты успеха, или Как я провела последний год

Как же долго я обдумывала эту статью! Вернее главный вопрос — писать, не писать? Вы представляете, как много на Ярмарке Мастеров людей, которые могут дать куда более квалифицированные советы и добились больших результатов, чем я. Ну, и зачем писать? Да, эти люди не так часто пишут. Да, у каждого свой опыт, и мой может кому-то пригодиться. И все-таки, я до сих пор не уверена, что делаю правильно, взявшись за эту статью. Но я ее пишу...

Секреты успеха, Или как я провела последний год (от 150 до 1000)

Когда чуть больше года назад я взялась за раскрутку магазина (к тому времени за несколько лет я накопила 150 подписчиков), я полезла в бесконечные запасы статей на Ярмарке и обнаружила тонны и тонны информации. Поначалу я просто потонула в этом объеме. Потом все они свелись к нескольким советам. Я просто «Ура!» кричала, и готовила себя к цунами продаж.

Но не все оказалось так радужно. Какие-то советы оказались бесценными, в моем случае. Какие-то — бесполезными. А какие-то — вредными. Ни за кого другого говорить не берусь, но свой опыт постараюсь описать.

Совсем недавно я подвела итоги годичного мытарства и успехов. Уже год позади — можно сделать первые выводы, и дать советы новичкам, которым придется каждый из них проверить на себе. Если бы не это подведение годовых итогов эту статью писать бы не стала – тема бесконечная, а свободного времени у свободного мастера — «кот наплакал»!

Но итоги записаны в дневник, а значит, статья не съест так много времени, как обычно.

Писать буду, как жила — в порядке поступления проблем.

1. Было 150. Продажи — в месяц одна, две от силы. Затраты сил — минимальные. Заработков никаких (так как все, что я зарабатывала – тратила на материалы). Идеальная среда, чтоб осмысливать себя, как творца — даже не так — как Творца; чтобы почивать на лаврах восторженных отзывов собственных друзей и знакомых (которые видели и знали о моем хобби еще меньше меня). И будь у меня выбор — так бы все и осталось. Но жизнь сурова – кушать хочется каждый день. А как мотивирует голодный ребенок!!! И чтоб до этого мотива не дойти, я решила сделать хобби профессией. Совет: обдумайте такой переход бесконечное количество раз. Сделать хобби профессией — не мед, и не повидло. Так уставать, как я уставала в прошедшем году, мне редко удавалось за всю прошедшую жизнь. Но если начнет получаться — удовлетворение от процесса оправдает и искупит все мытарства.

2. Оформление магазина. Вот только на этом этапе я начала приводить в порядок свой магазин. Несмотря на несколько лет на Ярмарке, сделала я это только год назад. И зря. Это действие не требует денежных и эмоциональных затрат. Только чуть-чуть времени, для начала. Потому что конца у этого действия нет. Совет: каждый день проверяйте магазин, упорядочивайте работы, проверяйте сообщения. Магазин — живая система. Он как дом — перестаешь строить — начинает умирать.

3. Статьи — чужой опыт. Меня учили, что если начинаешь что-то делать — советуйся со старшими. Возраст, как сами понимаете, не причем. На Ярмарке большая часть Мастеров с большой буквы — младше меня почти вдвое. Но они старшие, потому что у них по три — девять тысяч подписчиков, вал продаж, и магазины под грифом «Для примера». А значит, учимся у них. Отвлекать мастера от дела — моветон, ищем, где они опытом делились, находим статьи. И — Помогите!

Статей на Ярмарке тонны и тонны, я перелопачивала их несколько недель. Это был кошмар. Но вам придется через него пройти, просеять весь песок, и выловить свои три жемчужины. Назову три свои жемчужины: уровень работ, хорошие фото этих работ, выложить хотя бы одно изделие каждый день. Скажу прямо — достичь потолка в этом процессе невозможно. Процесс сделал меня дзен-буддистом, он как вода — бесконечен и непрерывен.

На данный момент я выкладываю в месяц в среднем 20 работ (мне легче — в магазине два мастера, я и дочь). Уровень фото поднялся при помощи зеркальной фотокамеры. И поднимается все время за счет опыта и поисков. Фотографией муж занимается, без него не было бы никаких фото — не хватило бы времени и рук.

А про уровень работ — очень двоякое ощущение: я шью гораздо лучше, чем год назад, но «потолок» взлетает от меня все выше!

И я не уверена, что его возможно достичь...

4. Сколько позиций должно быть в магазине? На этот вопрос вы найдете бесконечное количество ответов. Вам будут объяснять, что большое количество изделий пугает покупателя, что малое количество изделий не предоставляет покупателю широкого выбора, что оптимальное количество — это…

Можете любую цифру подставить, и найдется два человека, один из которых вам докажет, что она — идеальна, а другой — что это страшная ошибка. И оба будут убедительны!

Моего совета по этому поводу не существует. Вам придется самим решать, какая цифра для вас оптимальна. А может, именно вы выведете формулу подсчета позиций в магазине, относительно направления работы мастера, количества его подписчиков, его пола, количества детей и направления ветра. И еще пару переменных введете сами. И поделитесь тогда этой формулой со мной, пожалуйста. А то я постоянно цифру меняю, вот сейчас сократила, а чуть позже – увеличу на треть. Тоже ищу цифру, но не математическим путем, а методом ненаучного «тыканья»..

5. Аукционы, статьи, распродажи, комментарии. Этот совет оказался, для меня лично (повторяюсь для комментаторов), вредно-бесполезным. Я провела несколько аукционов, распродаж и конкурсов. И каждый раз после них наступало глухое затишье в продажах – народ ждал следующих скидок. Поначалу я думала, что это случайность, и повторила опыт неоднократно. Нет, закономерность: после скидок народ ждет следующих скидок. Ждет упорно, провалы в продажах длинные и гнетущие. Из всего этого родился вывод – все скидки, какие можешь, сделай постоянными. Чтоб их привлекательность работала на тебя. Бесплатная доставка, праздничная упаковка, подарки, скидки постоянным клиентам. Все, что тебе нравится и как мастеру по карману, сделай все. Постоянным. И двигайся дальше.

Статьи - больное место. Я пишу статьи тяжело. Долго. Правлю. Читаю родным. Проверяю на них. Статьи не являются для меня удовольствием, я не отдыхаю, готовя их. Я работаю. И в это время я не занимаюсь магазином, не выкладываю новую работу каждый день, не обрабатываю фото, не рисую новые изделия, не ищу вдохновения в интернете, не читаю чужие замечательные статьи. Ничего того, что реально приносит успех и продажи. И делегировать написание статей я никому не могу (как фото - мужу, или медные изделия – дочери). А полезный выход – ноль. Мои статьи были в топах, у них много прочтений, много комментариев, много подписчиков после них. И ни одной покупки. Я веду точную статистику, можете мне поверить – единственная покупка была совсем недавно после записи в блоге, а не после резонансной статьи. Наверное, потому что статьи читают в основном мастера, в большинстве случаев – одни и те же, и они – как и я сама – редко покупают. Они здесь, чтоб продавать. С тех пор статей не пишу. Только такие статьи, как эта, отдавая долг обществу. Мне самой очень сильно помогли статьи других мастеров, их опыт. Моя очередь – а вдруг кому-то пригодится? Совет: проверьте на себе (путем ведения статистики), а вам точно помогают увеличить продажи статьи, комментарии и распродажи? И только если ответ положительный продолжайте тратить силы на эту работу.

6. Мастер-классы. Это мое слабое место, и сильная боль. У меня нет ни одного мастер-класса, а проанализировав их у других, я точно выяснила, что они приносят не только подписчиков, но и продажи. Потому что мастер-класс – это реклама уровня вкуса и мастерства. И это очень сложно! Сделать такой мастер-класс, который не дублировал бы сотни других, очень сложно. Делать очередной проходной – а смысл? Хочется делать шедевры, как некоторые восторженно любимые мной мастера, а не проходную мелочь. А такой мастер-класс требует много времени, фотографа (в моем случае, как вы помните, это не я сама), хорошей темы, красивых фонов (на которые тоже уйдет время), и главное - нужности большому количеству людей. Не с моим видом творчества…

Собрала пару тем, сижу - боюсь, жду вдохновения и приступа удачи. Совет: делайте только востребованные мастер-классы, интересные большому количеству людей, если ваша цель – продажи, а не альтруизм. Тема «Как обработать геликоптер, для наилучшего скольжения, при сильном боковом ветре, на мысе Канаверал » вряд ли поможет продавать что-то кроме геликоптеров, бокового ветра или мыса Канаверал.

7. Ключевые слова, поисковые системы, социальные сети, контент как инструмент продаж. То есть, использование интернета как продающей системы.

Потратьте все необходимое время на изучение статей по ключевым словам. Вы не пожалеете, это реально работает и увеличивает продажи. И ставит следующую задачу – поисковики.

Разберитесь с поисковиками, прочтите все и на эту тему. И будет вам счастье! Я сама все еще ломаю с ними голову. Но, как и я, вы поймете – владение поисковыми системами дает мощнейший инструмент рекламы прямо вам в руки. И еще вы поймете, что ссылки на вашу страницу в других социальных сетях повышают ваш вес в поисковике.

Откройте страницы в социальных сетях, кидайте туда ссылки на новые изделия и фото. И хорошо если это будет хотя бы три разных точки. Чем больше, тем лучше. А еще лучше, если вы к этому еще и свой сайт напишите. И будете выкладывать изделие здесь – на Ярмарке, одновременно - на сайте, и перекрестно ссылаться в нескольких местах на новинку. И тогда вы поймете, как важен продающий контент.

И вы начнете писать статейки и заметки уже для создания интересного, продающего контента. И выкладывать фотки, и цитировать друзей и прекрасных мастеров. И будет съедать это у вас массу времени…

Каждый день я трачу три часа на обработку новых фото – выкладывание их в магазине - упорядочивание работ в магазине – цитату новинок в двух социальных сетях – создание контента для моих групп в этих сетях – проверку положения новых работ в поисковике Ярмарки.

А сайт и мастер-классы – в планах.

Может мне совсем спать перестать? В качестве эксперимента. Мой рабочий день с пошивом новых изделий (новинка каждый день!) составляет минимум 10 часов (чаще 12). Вывод - работать на себя гораздо сложнее, чем на дядю. Совет: не жалейте времени на использование интернета, это ваша реклама, это окупается.

8. Реальные ярмарки. Реальные ярмарки тоже влияют на продажи здесь, если вы правильно к ним готовы, у вас есть визитки, рекламные листки и упаковка с логотипами. Использовать реальные ярмарки как рекламу здешнего магазина конечно хорошо. Проблемы с самими ярмарками. Их стало так много, и результат настолько не предсказуем, что смысл участвовать есть, только если вы участвуете постоянно. Для жителя не Москвы это разорительно (транспорт, аренда, питание, подготовка). Мы прошли это 12 раз, чтоб понять, реальные ярмарки – не наш путь. Мы не так сильно раскрутились, чтоб так интересно терять деньги. Совет: проверять живые ярмарки не надо так долго, как мы. Трех провальных подряд – вполне достаточно!

9. Непрерывно занимайтесь рекламой, если вам нужны продажи. Используйте для этих целей все.

Упаковку как площади для рекламы (визитки, листовки, логотипы, бирки). Здесь, на Ярмарке, масса замечательных мастер-классов и статей по упаковке – поройтесь, не пожалеете.

Мастер-классы электронные, как способ повышения собственного уровня (ибо, только высокий уровень работ, в конечном смысле, и делает весь процесс осмысленным), который в свою очередь будет вас рекламировать.

Приманки, такие как бесплатная доставка, подарки, «а поговорить» в конце концов. Это тоже реклама, это тоже двигает вас выше.

Учебу, во всех смыслах, начиная от статей здесь, до живых мастер-классов с великолепными мастерами Ярмарки (объявления о них есть все время в журнале). Не стыдитесь учиться, только недалекие люди думают, что если ты учишься – ты не мастер. Совсем наоборот, настоящий мастер учится всю жизнь. Это общение, это удовольствие, это опять реклама.

10. Скоро 1000.

В следующем месяце у нас в магазине будет тысячный подписчик. Так говорит статистика. Наша первая тысяча.

А нужно минимум три тысячи, чтоб перестать просыпаться в холодном поту по ночам, с мыслью «что ж я наделала, зачем это все затеяла?». А еще лучше — пять тысяч, или девять.

Но и усилий потребуется в три, пять, девять раз больше, чем потрачено. А я уже сейчас работаю по 10 часов, использую помощь дочери и мужа, делегирую все, что могу, всем, кому могу. А надо еще больше, выше, дальше…

Вот мы и вернулись к первому совету, который я повторю:

Тысячу раз подумайте, прежде чем сделать хобби профессией.

И как парадокс: я сейчас гораздо счастливее себя год назад!

Я воспринимаю все сложности и препятствия, как причину для роста, как возможность познавать.

Мне хочется новых препятствий, потому что мне нравится достигать вершины.

Я подскакиваю утром и бегу к столу, где ждут любимая работа и Ярмарка.

PS: Спасибо, что потратили так много времени на прочтение. Меня восхищают мастера Ярмарки, которые не «шашлычок под коньячок» в свое свободное время, а читают, учатся, пишут, учат. Творят!