Керамистам каменного века посвящается

Изготовление керамической посуды — одно из величайших изобретений человека, сопровождающее его всю его историю. Пожалуй, рядом можно поставить только изобретение колеса. Кстати, древнейшее изображение колесного транспорта дошло до нас именно на глиняном горшке :) И вот что интересно — технология изготовления керамики изменилась за многие тысячи лет куда меньше, чем те же колёса.

Найти хорошую глину для работы — это удача. Дело в том, что глина бывает очень разной, и различается не только цветом (красная, белая, чёрная, голубая, желтая, зелёная и пр.), но и свойствами. Часто подходящая глина залегает на глубине в 2-3 метра: согласитесь, имея только примитивные орудия, копать такие ямки не очень сподручно. Но есть выходы глины и на поверхность — чаще всего по берегам рек или в самой воде. Добытую глину перебирают (в ней есть корешки растений и камни), размешивают с водой и дают отстояться, подсушивают и вымешивают. Глина может быть слишком «жирной»: она будет легко трескаться, да и лепить из неё сложно. Тогда глину заставляют «похудеть», примешивая к ней отощающие добавки — песок, ракушечник, органику, шамот. Вот почему древние черепки такие неровные, шершавые на ощупь и часто видны разноцветные вкрапления.

Вымешивать глину перед лепкой нужно долго, несколько часов, делать это физически тяжело, но в итоге получается однородное пластичное глиняное тесто. Вполне возможно, что процесс соединения компонентов, вымешивания, лепки и обжига однажды и подсказал людям, что так же можно поступить и с продуктами питания, получая съедобное тесто, которое следует поджарить на костре.

Думаю, вы уже представили, что получить глину для лепки не так-то быстро и просто. И если уж связались с этим делом, так лучше вылепить сразу много горшков, чтобы как можно дольше не пришлось повторять всё с начала. Сейчас многие ученые считают, что лепкой занимались женщины — такие выводы сделаны исходя из размеров отпечатков пальцев на черепках.

Процесс создания сосудов требует терпения, аккуратности и усидчивости — пожалуй, эти качества действительно больше присущи женщинам.

Итак, представим, как женщины уселись в кружок прямо на земле и начинается интересная работа, во время которой ещё и новости можно обсудить, а может, немного и посплетничать. Из общей массы отщипывается кусок глины, размером в кулак (меньше, больше — кому как удобно), формируется шар, в котором тут же делается выемка большим пальцем. Выемка расширяется пальцами одной руки, потом уже двумя руками вместе и вот уже есть заостренное дно, на которое можно наращивать стенки. Таким же образом можно сделать плоское дно. Раскатываются жгуты, которые выкладывают по кругу, постепенно расширяя и сужая стенки. Здесь важно не забыть смочить водой места соединения жгутов, а лучше — расцарапать их и смазать шликером (это глина, разведенная с водой до консистенции густой сметаны). Не сделав этого, получим при высыхании горшка трещины в местах наложения жгутов.

Вылепливая сосуд, обязательно надо заглаживать жгуты, чтобы получилась ровная поверхность — можно делать это рукой, слегка смоченной в воде, камнем, деревяшкой. Так же позже изделие можно слегка «отколотить» — постучать по немного подсушенному горшку чем-то гладким и в меру тяжелым. Да и просто постоянно будешь осматривать и оглаживать свой горшочек — надо ведь убедиться, что получается он ровным и красивым. Пожалуй, благодаря таким поглаживаниям и изобрели лощение глины, ставшее привычной техникой уже в раннем неолите. Внутри сосуд так же стоит подровнять — быстро и просто это можно сделать пучком травы. Отпечатки трав в результате навсегда остаются на черепке.

Процесс лепки завершен и теперь есть несколько десятков похожих горшков: побольше, поменьше, поровнее, покривее — как уж у кого получилось! К сожалению, некоторые изделия растрескаются уже при сушке (а сушить нужно медленно, не допуская сквозняка и жара), другие лопнут в костре при обжиге. Поставил в костер недосушенный горшок — бах! и он лопнул; остался где-то в стенке камешек или пузырёк воздуха — БАХ! и горшок просто взорвался. Но как отличить именно свой, вышедший целым из костра? И как вспомнить долгой зимой, что запечатано в том или ином горшке на сохранение? Конечно, нам не обойтись без орнаментов и украшений. Первая керамика каменного века была без орнаментов, потом стали появляться цепочки наколов и отверстий под венчиком горшка. Со временем орнаменты становились всё сложнее и крупнее. Действительно, ведь узоры не только интересны и красивы — они имеют как практический, так и сакральный смысл.

«Классикой» неолита можно назвать орнаментацию ямками и «гребенками». Ямки делались белемнитами (окаменелыми моллюсками, называемыми ещё в народе «чертов палец») — получался интересный декоративный эффект. И что ещё важнее, в результате стенки делались тоньше и лучше обжигались — процент брака становился меньше. А вот гребенчатые следы — это отпечатки «штампов». Но что можно было использовать? Оказывается, идентичные отпечатки могут дать позвонки рыб и мелких млекопитающих. Так же можно сделать насечки на кости или деревяшке, и вот у вас уже есть долговечный штамп. Также не стоит забывать об основном инструменте приматов — большом пальце :) Нередко встречалась керамика, украшенная ногтевыми оттисками, а удобнее всего это делать именно ногтем большого пальца. Можно сделать веревочный узор или прочертить его — пустить зигзаг-змею, изобразить дерево, солнце или саму спираль жизни.

Рассматривая древнюю керамику, во мне всегда просыпается уважение к мастерам, её создававшим. Задумайтесь, какими на самом деле были умелыми и изобретательными наши предки. И, безусловно, они стремились к красоте — во многом это и отличает человека от не-человека.