Вышивальная геометрия
  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Вышивка

Все древние народы использовали геометрические орнаменты для украшения себя и окружающих предметов. Первые узоры были очень простыми: последовательность кругов, квадратов, треугольников, зигзагов, крестов. С развитием прикладных ремесел постепенно усложнялись и орнаменты.

Издревле мастера и мастерицы создвали всевозможные узоры, вкладывая в них особый смысл, их можно было читать, как книгу, это был своеобразный язык, у каждого племени или народа свой, но в то же время было и много общего, что дает много поводов задуматься о наших истинных корнях. К сожалению, подлинное значение многих символов с веками утратилось, но современные мастера продолжают использовать их в своих работах.

Эти символы мы можем проследить и в вышивках, которые наши предки использовали для украшения одежды и других изделий из полотна. Но сегодня я предлагаю поговорить не о символике, а о способах, которыми можно "нарисовать" нитками на полотне геметрические узоры. Иными словами, давайте поговорим о некоторых техниках вышивки.

Чаще всего геометрические узоры вышивают, используя счетные швы, которые составляют основную часть народной вышивки.

К ним прежде всего можно отнести: крестик, а также счетнаю гладь (калачики, косая и прямая гладь, набирание (набор), занизывание, низь, двусторонняя штаповка, вырезывание, выкалывание, зерновой вывод, поверхница, верхошов и многие другие.

Вышивка крестом

Вышивка крестом — самый распространённый шов при вышивании геометрических (и не только) орнаментов. Конечно же, все знают, как вышить простой крест — это два диагональных перекрещивающихся стежка. Но есть ещё множество других вариаций креста, о которых можно писать отдельную публикацию (материал из Википедии):

  • Полукрест — первый стежок шитья «простого» крестика.
  • Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
  • Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
  • Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
  • Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
  • Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
  • Двойной, или «болгарский», крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
  • Саккинин крест - сакнитский вид вышивания
  • «Звёздочка» — ещё один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
  • Крест Левиафан — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
  • Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.
    Это стежки, проходящие через концы четырёх разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.
  • Итальянский крест — состоит из 8 стежков, первые 4 повторяют болгарский крест, остальные «окаймляют» его по периметру клетки, соединяя верхние, правые, нижние и левые углы между собой.

Счетная гладь

Счетная гладь — второй (после крестика) наиболее распространенный способ вышивания геометрических орнаментов.

По названию понятно, что такая гладь вышывается с ведением счета. А именно, длина стежка и промежутки между ним строго ограничиваются определенным количеством ткани. Счетная гладь выполняется на ткани равномерного переплетения, а нитки могут быть практически любые: мулине, шерсть, ирис.

Рассмотрим несколько наиболее рапространенных техник счетной глади, которые широко используются в народной вышивке славянских народов.

Набор — двусторонняя счетная гладь

Счётная вышивка "набор" - это чаще всего орнаментальная полоса – бордюр, который образуется определенным количеством рядов шва "вперед иголку". Узор формируется с помощью последовательного чередованиея лицевых и изнаночных стежков, и это дает нам на изнанке негативное отражение узора лицевой стороны.

Шов качалочки

Чаще всего для вышивания качалочками используют яркие, контрастными цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный и др. Встречается вариант с обшивкой контура узора черными нитками швом "иголка назад".

Шов выкалывание

Выкалывание — это вышитый прямыми стежками маленький квадратик с дырочкой в середине. Сорона квадрата может быть разной, от 4 нитей до 10—12. Количество нитей всегда берут четным, чтобы дырочка располагалась точно по центру. Стежки выполняют по кругу, слегка стягивая нити ткани, чтобы образовалось отверстие.

Очень похож на эту технику всем известный хардангер, который тоже относится к счетной глади.

Вышивка «хардангер» — это скандинавская техника счетной вышивки, хотя на самом деле зародилась она на ближнем востоку, и только ближе к XVII веку распространилась в северной Европе. Именно благодаря такому "путешествию" хардангер имеет много общих черт с другими техниками: с уже упомынутым здесь выкалыванием (Украина), шитьем по решетке (Россия), лефкаритика (Кипр), punto antico и reticella (Италия)...
Так что совсем не удивительно, что многие характерные для хардангера элементы (квадрат, прямоугольник, крест) принято считать ассирийскими и египетскими, а знаменитую восьмиконечную звезду — и вовсе индийского происхождения.

Но больше всего своей яркостью и необычностью меня покорила флорентийская вышивка, или Барджелло.

Техника Барджелло(bargello) очень проста. Она также является счетной, так как при ее выполнении производится счет нитей. Традиционно, используется только вертикальный стежок, его длину можно менять в процессе составления орнамента. Именно это и придает ей такой особенный и необычный вид. Отличительной особенностью флорентийская вышивки также является использование ярких контрастных цветов, и для каждого цвета берут несколько тонов, которые раполагают друг за другом. Сочетание разной высоты стежков и цветовые градиенты дают объем и глубину, можно создавать всевозможные оптические эффекты.

Сфера применения — широчайшая, от подушек до покрывал, мебели, панно, всевозможных чехлов, шкатулок, украшений. Не знаю, как у вас, а у меня руки зачесались попробовать - просто, а как эффектно.

Отдельно стоит рассмотреть и строчевую вышивку.

Эта группа техник тоже позволяет творить эффектные переплетения линий, создавая неповторимые узоры с оптическими эффектами.

Blackwork

«Блекворк», или «черная вышивка», стал особенно популярен ещё в 15-16 веках в основном как альтернатива дорогому кружеву. Поэтому изначально основным предназначением этой вышивки было украшение частей одежды (чаще всего - рукавов). А уже потом стали украшать и предметы интерьера (подушки, гобелены, чехлы для мебели).

Блекворк вышивают с использованием швов бэкстич (шов "иголка назад") и "гольбейн". Реже встречается использование стебельчатого шва, простого и болгарского крестика и других.

Это стиль привлекает своей графичностью, четкостью линий и лаконичностью.

Японская вышивка «Сашико» — вышивка на удачу

В переводе с японского "сашико" означает "маленький прокол", а японское имя Сашико означает «большое счастье» или «большая удача». Так что можно надеяться, что вещи, украшенные вышивкой сашико, принесут нам удачу!

Впервые о сашико, старинной японской технике вышивки, стало известно в семнадцатом веке, в иэпоху Эдо.

По сути своей сашико — это стежка швом "иголка вперед". Японские крестьянки таким образом одновременно украшали свою скромную одежду и одновременно утепляли ее, простегивая вместе несколько слоев ткани.

Японцы весьма склонны к символизму, и сашико — не исключение, поэтому узорам стоит уделять особое внимание.

Эта публикация — всего лишь короткий осмотр наиболее известных техник. О каждой из них можно смело писать отдельную публикацию — о истории, технологии исполнения, материалах, сфере применения, цветовых решениях, смысловой нагрузке... А что нравится вам?