Изготовление кольца «Жираф» из бронзовой глины. Часть 3: окончание работ

Давайте посмотрим заключительную и самую захватывающую часть мастер-класса по созданию авторского кольца «Жираф».

Часть 1 здесь>>

Часть 2 здесь>>

В предыдущих частях мы подготовили бронзовую глину, сделали шинку кольца и верхнюю пластину. Прикрепили их друг к другу. Теперь настаёт очередь шприца!

Часть 3. Заправка шприца.

Шприцевая техника до сих пор вызывает особый восторг на мастер-классах и даже у бывалых ювелиров. Ведь достаточно просто выполнить ажурное, как бы сплетенное из проволоки изделие совершенно без применения проволоки, вальцов, фильерной доски и прочего. Просто применяя шприц. Да, товарищи, обычный медицинский шприц.

Итак, что нам сегодня понадобится (естественно, помимо того, что уже есть на столе, может, и повторюсь в чем-то):

  1. Контейнер с глиной-пастой-напилом (не принципиально) — там желательно иметь хотя бы грамм 5 глины.
  2. Стек с длинной лопаткой (может быть, у вас и в начале был такой).
  3. Шприц на 2,5, 5 или 10 мл. У меня будет 2.5 мл.
  4. Емкость с водой и кисть под рукой.
  5. Фен.
  6. Шкурки, надфили.
  7. Приспособления для обжига (это я опишу позже).
  8. Бормашина с насадками — шлифовальными и полировальными (тоже отдельно опишу).
  9. Серная печень и емкость (стаканчик) для чернения. Кипяток в зоне доступа.
  10. Салфетки бумажные.

Для начала будем готовить массу для наполнения шприца. Он должен быть изначально чистый и пустой. Некоторые производители глин делают шприцы уже заправленные глиной. Это удобно. Но она рано или поздно заканчивается, и, чтобы не покупать новый, можно заправить старый.

В заправке шприца глиной есть важные моменты:

  1. Очень хороший промес глины. Без катышков, равномерная консистенция, никаких обломков и кусков глины.
  2. Консистенция — как у йогурта-сметаны. Чуть жиже пасты. Готовить такую массу лучше из новой глины или из напила.
  3. Избавление массы от воздушных пузырьков.
  4. Шприц без насадки сохнет!

Критерий 1 мы обеспечиваем за счет перемешивания массы в баночке, а потом несколько раз прогоняем массу через шприц (1) и (2). Так она перемешивается и уплотняется.

Критерий 2 — на ощупь. после первой прогонки через шприц все становится ясно, мало или много воды. Глина должна быть мягкой, умеренно липкой, равномерной.

Критерий 3 — это прогонка шприца, уплотнение поршнем и при загрузке массы стеком в шприц можно уплотнять массу пальцем.

Критерий 4 — держите шприц между работой наконечником в воде, а если вы его храните — с защитной крышечкой на наконечнике. Не храните его как на картинке (3). Так он засохнет, и вы потом долго будете выковыривать содержимое из него.

Как только масса готова, мы приступаем к нанесению ветвей (4). Это удивительное занятие. Очень увлекательное. Смачиваем влажной кистью место начала ветки и место куда она должна прийти по проекту. Берем шприц, плавным движением выдавливаем из него миллиметров 5 глины (3) и прилепляем к первой точке. Выдавливаем немного с запасом колбасу и без натяга тянем к точке 2. При прикосновении немного надавливаем, от надавливания обрезаем глину об край верхней пластины.

Закрываем шприц, берем кисть и подравниваем места стыка ветки — точку 1 и 2. Рекомендую немного подсушить всю конструкцию феном, чтобы она не была слишком податливой.

Так повторяем для всех веток. Смачиваем, прилепляем, тянем, обрезаем. Подсушиваем, подравниваем места стыка.

Перед тем как заняться корректировкой формы, обязательно сушим и сушим хорошо. Шприц содержит больше воды. Она незаметно проникает через места контакта и в само изделие, так что сушка в работе с глиной всегда очень важный процесс.

На фото (5) и (6) показано что мы точим изделие и если необходимо, добавляем новые ветки, усложняя всю конструкцию. А на фото (7) хорошо видно, как выглядит заглаженный стык (слева) и недавно нанесенный кусочек конструкции (справа) — его ее придется загладить влажной кистью.

После того как все работы завершены, проверяем, как сидит на руке. (8) Смотрим, нужно что добавить или нет. Главный совет — вовремя остановиться в творчестве, ибо процесс работы с глиной настолько увлекателен, что хочется добавлять еще и еще элемент, хоть птичек на ветки сажай и фрукты.

Часть 4. Подготовка к обжигу и обжиг.

Итак, впереди самый ответственный этап алхимии — превращение порошка в металл. Для этого нам понадобится:

  1. Муфельная печь часа на 2 (своя, у знакомых или как у нас — отложенный обжиг)
  2. Контейнер из нержавеющей стали
  3. Активированный уголь с коэффициентом площади пор 800-1300м2г
  4. Одеяло из фиброволокна, огнеупорное. Несколько кусочков.

Как я говорил ранее, сушка превыше всего. Если мы поместим влажное изделие в печь, то вода в нем вскипит и изделие будет порвано образовавшимся паром. Это нам не нужно! Поэтому сушим до полного высыхания. На блиннице около получаса, при 90 градусах в духовке или феном тоже минут 10-15 (9).

Итак, все готово к обжигу. Печь холодная, голова тоже. Читаем инструкцию к бронзовой глине Goldie Bronze Hard:

  1. Предобжиг в холодную печь, 350 градусов, 30 минут. Уголь снизу 10мм минимум, сверху угля нет.
  2. Обжиг в горячую печь, разгон до 820 градусов, 40 минут минимум. Уголь снизу 10мм минимум, сверху уголь 10 мм минимум.

В банку насыпаем около 10-15 мм угля. Примеряем, как садится кольцо (10). Обязательно помним, что после предобжига связующее выгорит и перед нами будет графитовое нечто, состоящее из частиц металлической пыли, держащейся на честном слове. Так что размещение изделия на предобжиге очень важный момент. Никаких консольно торчащих штук. Все большое и тяжелое вниз. Где можно, подкладываем одеялки (11). Но за мощные элементы переживать не стоит!

Ставим контроллер печи на 350, разгон за полчаса, и обжиг полчаса (это если у нас печь Митерм). Уходим пить чай.

После предобжига аккуратно вынимаем изделие в банке из печи, осматриваем. Оно должно стать графитово-черное (12). Аккуратно обкладываем его одеялками, чтобы уголь, который мы сейчас будем сыпать, не забился в пустоты "дерева" и не помешал усадке.

Насыпаем угля на 10 мм выше верхней части кольца. Но не пожалейте — насыпьте больше до верха банки. Ставим банку в печь, ставим 820 градусов, набор за полчаса и 50 минут удержание. Время обжига тем больше, чем массивнее изделие. Лучше чуток передержите, чем недодержите — прочнее будет!

Идем пить кофе.

Часть 5. Полировка и постобработка.

Итак, вот он радостный момент — оно обожглось (13). Да, выглядит после печи, мягко скажем, необычно. А все потому, что мы его достали для скорости из банки, и оно окислилось на воздухе. Хотите уменьшить этот эффект — пусть остынет в банке в печи! Именно поэтому обжигать лучше вечером или ночью. Печь выключается и все медленно остывает в угле и не окисляется.

Все. Теперь это металл (14) со всеми вытекающими — берем бормашину, шлифовальный камень и точим металл. Снимая верхний слой бронзы, мы убираем небольшую зернистость поверхности и придаем металлу блеск.

На фото (15) видно отшлифованное кольцо. Но мы не будем останавливаться на этом и отправим сначала кольцо на ручную, а потом и на автоматизированную полировку. Результат на (16).

Теперь нам нужно задекорировать кольцо.

В отличие от других металлических глин, особенно бронзовых, глины Goldie весьма стойки к патинированию, но в некоторых случаях это круто. Они не станут зелеными через пару месяцев, как бывает с другими. Но мы будем настойчивы. В горячий стакан воды кидаем достаточно большой кусок серной печени (17). И оставляем кольцо там минут на 10. Так чтобы наверняка.

Когда кольцо вынимаем из раствора (18), оно полностью черной и о ДА! Как оно смотрится в таком виде. Но не судьба — чернение постепенно стирается даже салфеткой. Поэтому мы поступаем иначе, механически снимаем где можем первый слой патины, полируем изделие еще раз, "втирая" остаточное чернение в металл, а потом еще раз черним. И еще раз стираем. В итоге добиваемся античного коричневатого цвета бронзы.

Финальный результат показан на фото ниже. При помощи латунных крацовок (щеток) и полировальных шкурок мы доводим изделие до окончательного вида. Все, можно носить!

Надеюсь, вам понравился этот мастер-класс. Буду рад ответить на ваши вопросы!