Уроки дизайна вышивки. Урок 2. Стилизация

Урок 2.
Стилизация, или Преимущества неумения рисовать по правилам.

Это урок для тех, кто закончил художественную школу, а лучше академию художеств и совершенно забыл, как рисуют дети, то есть, забыл, как рисовать без правил.

"Что это такое тут нарисовано?"

Помню, в детстве, я очень любила книжку с английскими детскими песенками в переводе С.Маршака. Очень душевная была книжка. Особенно мне наравилась история про трех звероловов. Помещу ее здесь, надеюсь, вам тоже понравится, а мне будет проще объяснить что такое "стилизация".

Три смелых зверолова

Охотились в лесах.

Над ними полный месяц

Сиял на небесах.

- Смотрите, это - месяц!
- Зевнув, сказал один.
Другой сказал: - Тарелка! -
А третий крикнул: - Блин!
Три смелых зверолова
Бродили целый день,
А вечером навстречу
К ним выбежал олень.
Один сказал: - Ни слова,
В кустарнике олень! -
Другой сказал: - Корова! -
А третий крикнул: - Пень!
Три смелых зверолова
Сидели под кустом,
А кто-то на березе
Помахивал хвостом.
Один воскликнул: - Белка!
Стреляй, чего глядишь! -
Другой сказал: - Собака! -
А третий крикнул: - Мышь!

Это песенка может быть о трех товарищах, двое из которых забыли дома очки, а может быть, о том, что каждый из нас видит мир немного по-своему, даже если мы смотрим на одни и те же вещи. Вот это умение "видеть по-своему" и лежит в основе стилизации, а значит, нам и учиться нечему, потому что это умение дано нам от природы. Нам нужно только не стесняться им пользоваться и рисовать то, что мы видим и так, как мы умеем.

Допустим, вы пошли на прогулку в ближайший парк и увидели там вот такие милые цветочки. Это лаванда и клевер. Надо сказать, что это довольно сложные цветы с точки зрения их конструкции. Например, у лаванды цветки собраны в сложные мутовки и формируют колосовидные соцветия. А у клевера маленькие цветочки плотно сидят на главной оси, образуя рыхлую головку. Как же все это изобразить, да еще и вышить? Проще простого!

В начале 20-го века возникло новое направление в психологии восприятия: Гештальт-психология, которая говорит о том, что сложные предметы мозг воспринимает не путем суммирования их частей, а организует их в доступное для понимания целое. То есть, если нам не хватает каких-то деталей, мы все равно способны узнать целый предмет, понять что-же мы видим даже по неполной картинке. Мозг "дорисовывает" то, что необходимо. Отойдя от цветка на 2-3 метра, мы все еще можем отличить клевер от лаванды или ромашки, хотя уже не будем четко видеть лепестки и листья. Что же мы будем видеть? Мы будем видеть общую форму и цвет.

Рассмотрим наши цветочки.

Лаванда:

  • форма — вытянутая, узкая, прямая. Овальное соцветие на конце тонкой длинной ножки, узкие коротке листья. Если присмотреться к соцветию, то можно увидеть, что маленькие цветочки лаванды расположены ярусами на главной оси цветка;

  • цвет соцветия — лавандовый :), то есть, лиловый или фиолетовый, или синий;

  • цвет стебля и листьев—- приглушенный зеленый.

​На рис. А мы видим реалистичное изображение лаванды. Воспользуемся им и нарисуем схему нашего цветка (рис. В), то есть, условно изобразим все, что мы описали в разделе "форма". Теперь мы получили самое главное для стилизации - мы получили нашу базовую модель - рис. С. Это наш манекен, на который мы можем примерять любые наряды для нашей лаванды, а если мы будем придерживаться еще и цветовой схемы, то, какие бы детали мы ни нарисовали в пределах нашей схематичной формы - мы всегда получим то, что будет похоже именно на лаванду, а никак не на розу или ромашку. На рисунке D1 мы видим простейший вариант стилизации лаванды.

Чем больше характеристик нашего цветочка мы укажем в разделе "форма" — тем более реалистичный цветок мы получим. Например, на рис. D2 соблюдены общая форма цветка, ярусность строения соцветия и его цвет, но никаким образом не обозначены отдельные маленькие цветочки, составляющие само соцветие, то же касается и рисунков D3, D6, D7. Рисунок D8 можно даже покритиковать за то, что он изображает отдельные крупные цветы-шарики, расположенные ярусами, в то время как у реальной лаванды маленькие цветочки и в каждом ярусе их много.

Но, в том-то и есть свобода стилизации, что это не рисунок для ботанического атласа, а именно ваше самовыражение, настроение и ваше видение! Вы можете даже нарисовать на каждом ярусе 3-4 фиолетовых котенка или ботинка - это все равно будет лаванда, только ваша, стилизованная.

В рассмотренном выше примере мы использовали повторяющиеся геометрические фигуры для обозначения цветочков и листьев, условно, можно назвать этот метод "геометрический". Выполняя рисунок в графической программе, достаточно просто сделать все ровно и симметрично. Рисуя от руки, отдельные элементы будут немного отличаться друг от друга (а может и много :) — но это будет даже интереснее, "рукотворнее" !

Есть возможность пойти и другим путем, который также условно можно назвать "живописным". Этот способ стилизации чем-то близок к методу импрессионистов - мы будем рисовать цветовые пятна, опираясь на структурную схему цветка и его цвет. Реалистичность нашего рисунка зависит лишь от размера этих пятен. Чем мельче отдельные цветные фрагменты - тем натуралистичнее изображение. На рис. F1 мы видим лишь форму и переходы оттенков цвета, рис. F3 намного более детальный. Но, на обоих изображениях нет тщательной проработки отдельных цветочков, есть лишь общая форма лаванды и цвет.

А вот на этом примере хорошо видно, что в принципе, впечатление, настроение и сам дух рисунка не так сильно зависят от детальности проработки отдельных элементов. Рис. А — тщательно прорисован, рис. В — это та же композиция, но цветы стилизованы "живописным" методом. Если вышить эти букеты на диванной подушке, то оба варианта будут очаровательны. Можно даже сказать, что в рисунке В больше индивидуальности.

Так что — все просто! Если вы можете нарисовать схему цветка (пример на рис. С) — остальное совсем несложно :).

Конечно, можно варьировать и форму, и цвет, что-то увеличивать, акцентировать — все допустимо. Здесь мы рассмотрели лишь основы. Вообще, к дизайну применимы те же понятия, которые мы используем в риторике: метафоры, гиперболы, метонимии, олицетворения и т.д. Очень сильна в этом наука семиотика, но и мы можем кое-что применить для наших целей. Например, мы можем нарисовать изящно изогнутый стебель, пару длинных листочков - ручек и бутончик цветка, напоминающий милую головку - и вот, наш цветок стал подобен девушке, мы наделили его человеческими качествами, то есть, применили олицетворение.

Для закрепления пройденного, рассмотрим еще один пример.

Клевер​:

  • форма — изогнутая, разветвленная. Круглые рыхлые соцветия по бокам от волнообразного стебля, овальные листья, собранные вместе по три, образуют треугольник;

  • цвет соцветий — розовый, пурпурный, белый;

  • цвет стебля и листьев — зеленый, изумрудный.

Как и в предыдущем примере, на рис. А мы видим реалистичное изображение клевера, на рис. В представлен процесс анализа формы стебля, листьев и цветов. Рис. С — результат анализа, структурная упрощенная схема веточки клевера, наш манекен. Теперь мы можем на его основе разрабатывать множество стилизованных вариантов растения.

На этом рисунке показаны варианты стилизации головки клевера. Здесь мы учли форму — округлая, цвет — розовый, постарались передать "рыхлость" соцветий.

А здесь предеставлены некоторые возможные варианты стилизации всего растения. Достаточно узнаваемо, несмотря на то, что на рис. D2 цветочки скорее похожи на ломтики докторской колбасы. Однако, для кухни, для поднятия аппетита, такой дизайн будет очень даже хорош :)

Еще один пример "живописной" стилизации. На рис. А — весенний пеон, прекрасный и невероятно сложный цветок с тысячей лепестков. Цветет всего пару недель, а вот если вышить - будет вашим порталом в весну круглый год. Думаю, что начиная лет с 6-7 большинство детей смогут изобразить вариант, представленный на рис. В1. Если вы немного старше этого возраста, то несомненно справитесь с этим рисунком. Ну, а дальше - посмотрите как-бы издалека на ваш реальный пеон, отойдите от него метра на 2-3, и вы увидите не тысячу лепестков, а округлую форму, окрашенную в различные оттенки розового цвета. Вот это и нарисуйте. Так, как вы видите и так, как вы можете. И это в любом случае будет прекрасно. В Италии, когда видят любой рисунок, любую работу, которую сделал человек с душой, даже если его мастерство еще не велико, всегда говорят: "è bello", что значит "это прекрасно". Никогда не осудят и не посмеются над неумением, потому что это страна искусства и творцов, а не оценщиков и критиков. Так вот и вы, постарайтесь не критиковать себя.

Ну, и наконец, после всей проделанной работы, мы с гордостью и радостью можем представить результаты наших трудов, так сказать, показать нашу модель "до" и "после". На рисунке слева — наш оригинал, на рисунке справа — наша стилизация этого букетика. Если вы хотите написать статью по ботанике в научный журнал, или ищите картинку для коробочки с аптечным травяным чаем, возможно, лучше выбрать вариант "до", а вот если вы хотите вышить скатерть для романтического интерьера вашей гостинной, то, очень мило будет смотреться вариант "после".

Рассмотренный нами метод - это всего лишь один из вариантов подхода к стилизации. Вы можете создавать мотивы более фантстические или более реалистичные. Если вас заинтересовала эта тема, советую прочитать книгу: Н.П. Бесчастнов "Изображение растительных мотивов".

Теперь вы знаете о стилизации почти все, а также о том, что вы всю эту премудрость и так давно знали, без уроков. Так что можете смело идти на прогулку - наблюдать, фотографировать, потом рисовать и вышивать!

Урок получился длинный, спасибо вам за терпение и внимание. Преподавателю пора спать. Встретимся на уроке №3 :)