«Чем сложней, тем интересней»: интервью с Эллой Вебер
  • Рубрика: Интервью
  • Виды творчества: 

Золотая осень — замечательное неспешное время, когда хочется устроиться в любимом кресле с чашкой чая, хорошей книгой или личным дневником. Наша сегодняшняя собеседница Элла Вебер ценит такие моменты как никто другой и старается украсить мир, создавая невероятные авторские книги и блокноты.
Элла расскажет, как правильно ходить в музеи, о первой любви, личном Рубиконе и проведет читателей Журнала Ярмарки Мастеров в удивительный мир старинных вышивок.


— Средневековые английские вышивки, увиденные Вами в Метрополитен-музее, привели Вас в состояние настоящего трепета и не отпускают до сих пор. А как к Вам пришла идея совместить эту технику с другой Вашей страстью — книгами?

— Это как-то само собой произошло. С детства я читала очень много. Была совершенно книжным ребенком. И вышивала я с детства. А вот книжными переплетами «заболела» уже во взрослом возрасте. Вообще рукотворные книги с чистыми страницами, которые я делаю, кажутся мне очень символичными. Хозяин становится писателем своей личной книги, у него появляется шанс начать что-то в своей жизни с чистого листа...

Сначала я просто делала блокноты в текстильных обложках. Интересно было пробовать разные варианты дизайна. Потом пришла идея использовать старинное кружево, винтажную бижутерию. Ну и кстати пришелся навык вышивки. Обложка книги — прекрасное поле для творчества, здесь огромное число вариантов, материалов и дизайнов может быть. А чуть позже, уже в музее, я увидела средневековые европейские книги в вышитых обложках. Красота невероятная. Это целое направление в искусстве было.
Такое совпадение не только порадовало, но и дало новый толчок, желание глубже освоить и применить технику старинной вышивки. У нас в России эта тема представлена, к сожалению, не очень полно. Поэтому я учусь у европейских мастеров и реставраторов и мечтаю развить это направление и здесь.


— «Чем сложнее, тем интереснее» — в своих работах Вы используете более пятнадцати различных видов стежков, швов и узелков. А какие из Ваших работ самые трудоемкие?

— Сейчас у меня уже ученики на начальном мастер-классе по вышивке пятнадцать видов стежков изучают! А мне приходится идти дальше. Последние два года, как мне кажется, я только трудоемкими работами и занимаюсь. Каждый раз хочется сделать что-то такое, чего не делала раньше, двигаться вперед. Простые, даже красивые и эффектные вещи, уже неинтересно делать.
Из сложных работ могу назвать вышивку обложки блокнота полукрестом. Вышивка делалась без схемы, на глаз, по образцу и фото вышивки обложки книги XVI века из музея. Мне хотелось показать, что и вышивка крестом по канве может быть уникальной.

Из последних работ достаточно трудоемкой была вышивка сумочки. Здесь использовалось множество вышивальных техник и материалов, в том числе техники средневековой английской объемной вышивки Elizabethan embroidery и Stumpwork.
Освоила Флорентийское трапунто. По батисту. По бархату. Объемная вышивка на бархате готова, осталось ее превратить в обложку книги. Так что покажу чуть позже :)


— Вы очень многое делаете для популяризации классической британской вышивки в России, в том числе проводите мастер-классы. Чем для Вас являются такие мероприятия? Что Вы сами черпаете из этих уроков?

— Мастер-класс для меня это всегда некоторое преодоление. Мне гораздо проще что-то делать дома, общаться только с хорошо знакомыми людьми, не выходить из зоны комфорта. А любой мастер-класс — это небольшое испытание. На профессионализм, на человеческие качества. Но после успешного мастер-класса всегда получаешь особое удовлетворение. Понимаешь, что ты делаешь важное и нужное дело.
Мастер-классы для меня — большой стимул самой идти вперед. Ведь как только я научу кого-то что-то делать, сразу же я сама должна подняться на пару ступенек выше. И еще мастер-классы дают новых друзей!


— Наверняка в Вашей мастерской огромные запасы тканей, ниток и других необходимых для творчества материалов. Получается ли у Вас держать их в идеальном порядке или Вам ближе творческий беспорядок?

— Порядок я люблю. Но не очень умею его соблюдать. Периодически расставляю все по полочкам. Но потом начинаю что-то делать, доставать — и опять в мастерской все вверх дном. Но я приучаю себя убирать все по местам. Книга Мари Кондо «Магическая уборка» мне пришлась по душе, после ее прочтения надолго вдохновляешься философией порядка.

— Ваши книги и блокноты наполнены настоящим умиротворением. А в какой обстановке они создаются?
— Для меня жизненно необходима тишина. Внутренняя и внешняя. Тишина не в буквальном смысле, хотя и ее люблю, а во внутреннем. В нервах, хаосе, разладе я не могу существовать. Конечно, у меня разные периоды и состояния бывают. Но я учусь не принимать за чистую монету депрессию, негативные мысли. Учусь относиться к ним как, скажем, к гриппу, к болезни, от которой надо поскорее избавиться.
Стараюсь не работать без интереса, без внутренней свободы. Кода я делаю что-то из состояния вынужденности, из состояния «я должна», то моя энергия уходит. Когда я что-то делаю, потому что хочу и интересно, энергия прибывает. Мне самой не хотелось бы приобретать что-либо у художника, который делает вещи механически, сугубо для заработка, на потоке, поэтому и себе не позволяю так работать.

— Откройте нашим читателям секрет того, как у Вас получается вести такой уютный и размеренный образ жизни? Каков же источник Ваших сил и вдохновения?
— Какое-то время назад мы переехали из города в частный дом в Подмосковье. Дом 30-х годов постройки. Достаточно на тот момент запущенный, но сохранный. Много сил было вложено в его реставрацию, многое делали вручную сами. Не секрет, что восстанавливать старое зачастую дольше и затратнее, чем строить новое. Но нам удалось сохранить и внешний облик дома и по возможности воссоздать интерьеры 30–60-х годов.

Занявшись обустройством дома, я отказалась от успешной на тот момент карьеры. Но расставшись с карьерой социальной, я освободила внутреннее пространство для творчества. На самом деле, я с детства мечтала жить в своем доме за городом, немного по старинке, немного ретро, с котами и собаками, и делать красоту...

Еще я приучаю себя делать паузы. Останавливаться. Иногда принудительно. Оглядываться по сторонам и заглядывать внутрь себя, задавать себе честные вопросы. В гонке, хлопотах, суете и преодолениях можно упустить очень важные моменты жизни.


— У человека, настолько тесно связанного с искусством, мы просто не можем не спросить, а кто из художников и писателей оказал на Вас наибольшее влияние? Какие бы книги Вы порекомендовали к прочтению?

— Художники любимые — все художники Абрамцевского круга, мирискуссники. Серов, Коровин. Первая любовь — Врубель. Нежно любимый Поленов. Так сложилось, что еще в детстве я прочитала книги о них. И каждый из этих мастеров стал близким человеком. И это очень наше, русское, родное. Русский авангард люблю и неплохо в нем разбираюсь.
Я люблю читать воспоминания, биографические книги — так знакомишься с художником, временем, в котором он работал. Понимаешь исторический контекст, судьбы, характеры людей. Кстати, у Константина Коровина прекрасные воспоминания. Они недавно переизданы. Он еще и очень талантливым писателем был!

Многое дает посещение домов и усадьб, в которых жили и творили художники, писатели. Очень важен контекст, пространство, в котором создавалось произведение. Когда соприкасаешься с этим пространством ближе, картины и книги звучат уже для тебя совсем иначе.

Очень Эль Греко люблю. Он был для меня открытием в музее Prada, потом в Толедо, Метрополитен-музее. Я здесь на Ярмарке в блоге писала статью про Эль Греко. Перед Брейгелем целый час просидеть могу. Когда бываю в Вене, специально иду смотреть Брейгеля. Это целый мир, в котором можно жить и путешествовать. В последнее время полюбила голландскую, нидерландскую живопись — они писали быт и повседневную жизнь как икону. Такая протестантская философия одухотворения обыденности.
Вообще картины лучше смотреть в подлинниках. И не целым музеем, а максимум пять–шесть за раз, приходя, по возможности, в музей рано утром или совсем перед закрытием, когда народу поменьше. Останавливаться напротив картины и прислушиваться к себе. Слушать на уровне телесных, эмоциональных ощущений, как картина с тобой резонирует, какие изменения в тебе производит... И тогда такие открытия могут случиться!
А про книги это отдельный разговор. Когда у меня есть хорошая книга — я счастливый человек! С годами я все больше ценю глубину языка наших классиков: Грина, Паустовского, Пришвина, Гончарова. С точки зрения философии творчества для меня огромную роль сыграла «Игра в бисер» Гессе. А с точки зрения описания простоты духовного подвига большое впечатление произвел «Даниэль Штайн» Людмилы Улицкой. Как пособие развития творческого потенциала прекрасна книга «Путь художника» Джулии Кэмерон — это пошаговое руководство, многие советы из которого, например, «творческие путешествия», я с большим результатом сама применяю.

— Создание свечей, вышивание подушек, выпечка домашнего хлеба — Ваши хобби такие домашние и уютные. А чему еще Вы любите посвящать свое свободное время?
— Я люблю наблюдать. Смотреть, слушать. Связывать звуки природы, запахи, ассоциации, воспоминания и предвосхищения в единое целое. Люблю гулять. В историческом центре городов, в старых усадебных парках. Там у меня открывается доступ к какому-то особенному ресурсу. Там время становится отдельной, овеществленной и очень относительной субстанцией. Возникает ощущение, что ты соединяешься с собой прошлой и настоящей в единое целое. И тогда можно услышать музыку, которая звучит внутри...

Еще мы с мужем реставрируем старинную мебель, занимаемся садом. У нас старый сад, некоторым растениям уже по шестьдесят лет. Посадили рододендроны, которые прекрасно прижились под соснами. Разбили розарий, я предпочитаю романтические староанглийские сорта и совершенно нетребовательные канадские розы.
Занимаюсь йогой. Люблю готовить, осваивать новые рецепты, печь пироги и печенье. Варить варенье из всего на свете и потом раздаривать баночки друзьям!


— Расскажите о путешествии, которое запомнилось Вам больше всего.

— Я занимаюсь старинным кружевом, антикварным европейским текстилем, поэтому достаточно много приходится ездить. Люблю Германию, Нью-Йорк. Но если Вы спрашиваете о самом запомнившемся путешествии, то я, пожалуй, назову Соловки.
Соловецкие острова это особый мир. Отрезанный от большой земли. Живущий по своим законам, своему летосчислению. Время там идет по-другому, своим порядком. Это особое пространство со своим воздухом, светом и тишиной. Там тихо. Овеществленно тихо. Тишина, в которой слышно самого себя. И это мир, в котором как в зеркале-линзе отражались все процессы духовной России, многократно увеличиваясь и уплотняясь. Это мир, где добро и зло достигали своего апогея, и тем не менее, дьявол всегда оставался слугой Бога. Соловки — это этап, личный Рубикон, перейдя который изменяешься навсегда. Туда хочется возвращаться снова и снова, за любовью и верой.

— А что из видов творчества Вы осваиваете сейчас?
— Сейчас я изучаю и практикуюсь в английской «белой» вышивке Whitework на курсе Английской королевской школы вышивания. Тончайшая вышивка белым по белому, также как и вышивка золотом — это высший пилотаж. Здесь должно быть максимально отточено мастерство. Вышивка — это безграничное море техник. Но ведь тем и интереснее.

— Если бы у Вас была возможность изменить что-то в современном мире, что бы это было?
— Я устаю от интернета, социальных сетей. С одной стороны, нам доступна огромная информация. С другой стороны, она не обогащает, не оседает глубоко, на уровень духовных переживаний. И потому не закрепляется. Мы тратим массу времени на просмотр картинок, и очень мало развиваемся при этом. Мне бы очень хотелось, чтобы мы правильно научились пользоваться возможностями, которые нам интернет предоставляет, и, когда надо, отказываться от лишней информации в пользу личного опыта.
А еще я мечтаю, чтобы у нас не было бездомных животных, а приюты для кошек и собак использовались бы только как места для потеряшек, и всех животных быстро разбирали бы по домам. Год назад мы взяли в дом собаку из приюта-усыпалки. Сколько же она каждый день дарит радости! А ведь она была уже практически приговорена...

— Будет очень интересно прочесть Ваши советы тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером!
— Любое настоящее творчество — это возврат к самому себе. Вы интересны другим именно своей уникальностью. Слушайте себя, идите к себе, вспоминайте себя. Детские ощущения игры, свободы, интереса — это ресурс для творчества.
Я могу лишь поделиться своим опытом, своими наблюдениями и правилами, которые у меня выработались уже давно. Не копировать и не подражать. Копировать можно только на этапе обучения — а дальше искать свое. Работать с ассоциативным рядом — наш покупатель совпадет с нами именно на уровне общности глубинных ассоциаций и ценностей. Сейчас как никогда велика конкуренция, и покупатель скорее приобретет что-то у мастера, интересного ему как личность. Расширять свою «визуальную библиотеку», знакомиться с работами классиков, с историей искусства. На первых этапах не смешивать в одной работе разные стили — эклектика интересна, но опасна, она требует абсолютного чутья и вкуса. Пробовать себя на стыке жанров и ремесел, уходить от клише и шаблонов.

Магазин Эллы Вебер >>


Как стать героем интервью >>