Фамильные украшения: интервью с Еленой Кожевниковой
  • Рубрика: Интервью
  • Виды творчества: 

Мы очень любим стильные аксессуары. А еще больше любим их авторов, и сегодня познакомим вас с замечательным мастером Еленой Кожевниковой, которая, оправдывая свою фамилию, создает необычные и очень узнаваемые украшения из натуральной кожи.
О патенте кустаря, чудесных циферках, лекарстве от кризиса, и том, почему больше не может вышивать, Елена рассказала читателям Журнала Ярмарки Мастеров.


— Елена, как Вы поняли, что создание украшений — это то самое, чему Вы готовы посвятить себя полностью? Как и когда Вы пришли именно к этому материалу — натуральной коже, с чего все начиналось?
— Начиналось все в эпоху тотального дефицита. Тот, кому за сорок, меня поймет… Я тогда занималась пошивом мягких игрушек, у меня был патент «кустаря-одиночки». Некоторые детали делались из натуральной кожи, обрезь которой мы закупали в обувном кооперативе по соседству. Надо ли говорить, что кожа в основном была черная и коричневая. Если попадалась цветная — это был настоящий праздник. И вот в мои руки попал кусочек красной кожи! Это событие счастливо совпало с острой необходимостью в красном украшении. Я как могла смастерила себе украшение, оно понравилось подругам, и я стала делать из кожи украшения на подарки. А потом совсем обнаглела, и стала вполне успешно продавать свои творения через художественные салоны города :)

В одном из салонов мои работы увидела владелица очень крутого ателье по пошиву одежды из кожи и меха. И предложила мне сотрудничество. Я девять лет проработала в ателье вышивальщицей. Работала взахлеб, обожала вышивать, но в итоге со мной случилось самое страшное — выгорание. С тех пор я, увы, не могу вышивать. Но желание рукодельничать осталось при мне, как и привычка зарабатывать рукоделием на жизнь. В тот нелегкий для себя период я узнала про Ярмарку Мастеров. И это перевернуло мою жизнь. Я уволилась из ателье и полностью посвятила себя украшениям и Ярмарке.


— Вашему магазину на Ярмарке Мастеров вот уже более пяти лет. Помните ли Вы первое украшение, которое продали здесь?

— Открытие магазина и первые продажи, которые начались буквально на следующий день, я до сих пор помню как во сне. Я тогда совершенно не разбиралась в функционале сайта, и никак не могла взять в толк, что за циферки появились у меня под аватаркой. А когда разобралась — визжала от восторга и прыгала до потолка. Это было действительно чудо, если учесть, что фотографии в ту пору я делала совершенно ужасные.


— Работа с молотком и пробойником — это ведь довольно шумно? Интересно узнать, как организованы Ваше рабочее место и сам творческий процесс. Сколько времени уходит на создание одной работы?

— Рабочее место организовывалось по принципу «минимум шума». Искала поверхности, которые не будут резонировать от удара, опытным путем выясняла, на чем лучше перфорировать кожу, чтобы было потише. Идеальна для этого фторопластовая доска, причем не новая, а уже основательно побитая. И фторопластовый молоток, который я дополнительно обматываю тканью — обычными льняными кухонными полотенцами. Теперь стука нет, слышны только сухие щелчки. Мастерской у меня нет, работаю я дома, но «щелкаю» непродолжительное время, только до обеда и только в будние дни. Тем более, что тихой работы хватает, ею я и занимаюсь большую часть времени.


— На Ярмарке Мастеров каждый владелец магазина — это не только автор, но и продавец, менеджер, креативный директор и маркетолог. Как же успеть всё? Есть ли у Вас секреты по организации времени?

—Увы, никаких секретов у меня нет. Зато есть устойчивое ощущение, что я ничего не успеваю…

— Насколько тщательно Вы подходите к выбору материалов и фурнитуры?
— Кожу я выбираю очень тщательно. Я очень признательна хозяевам фирмы, в которой я закупаю материалы. У меня есть возможность просмотреть пачку кожи, чтобы выбрать один кусок, подходящий для моей работы. С фурнитурой все немного сложнее — я выбираю лучшее из возможного. Дистанционные продажи подразумевают отсутствие примерки, следовательно, нужно делать застежку, которая позволила бы регулировать размер. В идеале я использовала бы магнитные замочки. А если уж мечтать по полной программе, работала бы исключительно с обожаемой мною авторской фурнитурой Анны Черных


— Внутренние Хомяк и Жаба — кто из них, в Вашем случае, побеждает чаще?

— В моем случае Хомяк рулит! Мы с Жабой уже с этим смирились :) Расстраивает то, что не успеваю «осваивать» нахомяченное.


— Нам кажется, что при создании таких необычных ажурных украшений одно неверное движение может привести к непоправимой ошибке, и изделие будет безнадежно испорчено. Так ли это? Как Вы относитесь к неудачам?

— За пять лет я научилась делать перфорацию быстро и практически с закрытыми глазами. Руки работают сами, почти без участия головы :) А поначалу, конечно, было много ошибок… Но испорченное украшение — это всего лишь рабочий момент. Неудачи для меня — это что-то более серьезное.


— Сталкивались ли Вы с творческим кризисом? Бывало ли такое, что опускались руки и хотелось все бросить? Как Вы боретесь с такими состояниями, кто поддерживает Вас на Вашем рукодельном пути?

— Бросить все не хотелось ни разу. Я — довольно упертое существо. А по поводу творческих кризисов, мне проще, я — ремесленник. У меня чаще случается физическая усталость. Раньше лучшим отдыхом для меня была смена деятельности, а сейчас могу и позволить себе просто полениться. Думаю, неплохим лекарством от творческого кризиса может стать выполнение рутинной работы. Втягиваешься в процесс и забываешь обо всем.
Мне повезло, мои близкие с уважением относятся к моей работе. Разговоров на тему «Бросай дурью маяться!» у нас никогда не было. Может быть, и потому, что у меня сразу пошли продажи — я зарабатывала деньги, на которые можно прожить.


— У многих мастеров есть проекты, которые воплощаются в жизнь постепенно, с перерывами. Как Вам кажется, важно доделывать такие работы? Или если что-то не пошло сразу, то лучше к этому уже не возвращаться?

— Ооой, у меня такие «незавершенки» имеются… Говорят, что незаконченные дела давят тяжким грузом. Наверное, это действительно так. И лучше бы все завершать сразу. Но у меня не всегда получается. Недоделанное украшение может довольно долго лежать и ждать своего звездного часа. Зато когда этот час наступает, я доделываю украшение быстро, на одном дыхании. И заметила, что такие украшения быстро продаются. Или это просто счастливые совпадения :)



— И вновь любимое дело является для Вас основной работой. Как часто Вы позволяете себе брать отпуск от творчества, чтобы на этот раз уберечь себя от выгорания?
— Обычно я позволяла себе два отпуска по месяцу. Проводила их у моря, в любимом Сочи. Плавала, много гуляла, изучала окрестности. Сейчас пока не могу надолго уехать из дома, так что стараюсь больше гулять, высыпаться… Выгорание — страшная штука. Никому не пожелаю. Эту беду лучше предотвратить, чем потом с ней справляться.


— Как Вы думаете, за какое время можно достичь в своем деле настоящего успеха? Как понять, что ты на верном пути?

— Понять, что ты на верном пути, мне кажется, довольно просто. Это когда ты делаешь то, чего не можешь не делать. Без чего прожить невозможно. Тогда все остальное подтянется. А вот по поводу настоящего успеха… Тут мерило у каждого свое. Для меня успех — это возможность работать на себя, просыпаться в сладком предвкушении еще одного замечательного рабочего дня, реализовывать свои идеи, получать эмоциональную связь с покупателями.


— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?

— На эту тему на Ярмарке Мастеров очень много замечательных публикаций. Мастера делятся своим опытом и теоретическими выкладками. В теории я бы посоветовала сто раз подумать, создать финансовую подушку безопасности, заручиться поддержкой близких, создать материальную базу для работы, и только потом пускаться в свободное плавание. На практике все бывает немного по-другому… Я сама занялась хендмейдом профессионально, не имея никакой базы, никакого тыла. Выплыла… Наверное, тут главное — вера в себя, в то, что ты делаешь. Профессиональный рост. Увлеченность своим делом. А еще я хочу пожелать коллегам-хендмейдерам удачи!

Магазин Елены Кожевниковой >>

Как стать героем интервью >>