О продажах и границах личности

Эпиграф

«Нужны ли мы нам?»

Кристобаль Хозевич Хунта

На эту публикацию меня натолкнули часто встречающиеся посты мастеров о глупых покупателях, неисполнительных заказчиках, безответственных подписчиках и т.д. и т.п. Мол, не знают, что хотят, не так заказы оформляют, тысячу раз требуют изменения внести, и вообще, думают не так, как Я, и все это за мизерную оплату, которую продавец сам же выставил на витрину и разрешил покупателю обсуждать детали заказа за эту же цену в собственных правилах магазина.

И первое, меня посетила мысль: «О Боже, как же так? Когда мы приходим на Ярмарку, в любой магазин, да и вообще, в любое общественное место, мы в праве ожидать и требовать элементарного соблюдения вежливости, этичности по отношению к друг другу, то есть как к продавцу, так и к покупателю, и так и к свидетелям, наблюдающим эту, как минимум, некрасивую сцену.» Ведь так? Не думаю, что мысль спорна. Вы согласны со мной? Думаю да!

Второе, продолжая мысль, что же заставляет нас таких белых, пушистых, самых-самых замечательных, иногда вести себя как йети, круша все на своем пути, кипя, шипя и пузырясь кричать о неправильном поведении покупателя-продавца. И вот здесь начинается чистой воды психология личности. Вернее, соблюдение «зоны комфорта» личности или иными словами, нарушение психологических границ личности.

Начнем с первоисточников, согласно К. Г. Юнгу, главные черты, которые отличают подлинную личность, — это осознание ею собственной ответственности за происходящие в мире процессы, способность противостоять злу, даже если позиции зла придерживается большинство. Личность выделяется из толпы осознанием собственного предназначения: она не плывет по течению жизни, но действует, принимает ответственные решения, направляя мир в лучшую сторону. Личность — человек, который способен подчинить свои бессознательные порывы сознанию. Говоря о внутренней личности, необходимо отметить, чем больше внутренние содержания личности интегрированы, тем более она гармонична, тем больше ее внутренние границы. В обществе других людей она всегда имеет свое мнение, свой «стержень». Такая личность мало подвержена иррациональным, бессознательным влияниям, которые несет за собой толпа. Она способна почувствовать границы разумного, может отделить себя от массы и посмотреть на ситуацию рационально. Она целостна, самодостаточна, способна «держать себя в руках», то есть в «границах дозволенного». Такая личность может в критические моменты оказывать положительное влияние на окружающих.

Личностные границы — это та зона личностной ответственности человека, оберегающая его право выбора, взгляды, убеждения, внутренний мир от вторжения извне. Человек с правильно выстроеными личностными границами всегда сумеет противостоять обидчику, не выходя за рамки дозволенного, не позволит вывести себя из душевного равновесия.

Но не у всех они выстроены по причинам различным, которые берут свои истоки в детстве, и гармоничная личность — достаточно редкое явление. Но умение защищать свои личностные границы необходимо каждому. Вот только как?

Человек, у которого слабо выстроена защита своих личностных границ имеет ряд признаков:

1. Человек не умеет говорить «нет», даже если им манипулируют или предъявляют необоснованные претензии.

2. Испытывает сильное чувство вины, если вынужден отказать в просьбе по различным причинам.

3. Частые оправдания в совершенном или несовершенном поступке даже если этих оправданий от него не требуют.

4. Оправдание своих «агрессоров» в их агрессии к себе.

5. Неумение психологически не реагировать на обиду, психологически отстраняться от ситуации, в которой задевают внутренний мир личности.

6. Стремление взять только на себя ответственность за жизнь и благополучие своих близких, друзей или других людей.

7. Неспособность четко определить свой круг обязанностей.

Что же при этом испытвает человек с нарушенными границами личности?

Старается быть таким, каким его хотят видеть, практически не говорит другим «нет», считает, что его счастье и другие чувства зависит от других, полагает, что другие лучше знают и мнение других важнее, чаще занимается делами и проблемами других, а не своими, продолжает отношения с людьми, которые обращаются с ним плохо или которых он не любит, с трудом просит о чем-либо испытывая при этом чувство вины, чувствует ответственность за чувства других и так далее.

И вот, испытывая весь этот «ад души», человек становится: крайне чувствительным к критике, чувствует себя опустошенным, завидует другим, испытывает гнев, и, к сожалению, не может определить свои истинные желания.

Вот и получается, что прежде чем обвинять оппонентов в непрофессионализме, непонятливости и нежелании «видеть дальше своего носа», наверное, сначала нужно обратиться к себе.

1. Четко ограничить круг своих обязанностей по отношению к заказчику.

2. Обговорить и прописать цену своего изделия, обозначив «ножницы» внутри которых может варьироваться цена, в зависимости от желания заказчика по изменению изделия.

3. Вежливо прекращать общение, когда понимаешь, что перед тобой неадекватный человек.

А иначе, гнев, опустошенность, обида на весь окружающий мир и печальный итог — испорченное здоровье и взаимоотношения с окружающими!

Психологического комфорта вам, друзья.