Предания о «ледяной» девушке, или Каким должен быть костюм у Снегурочки?

Скоро всеми любимый праздник — Новый год, и мы ждем не дождемся встречи с его главными героями — Дедом Морозом и Снегурочкой.

Готовясь к празднику, мы шьем подарки, карнавальные костюмы, украшаем свой дом. И я неоднократно задумывалась, делая костюмы к своим куклам — Снегурочкам, а правильно ли я делаю их костюм, тот ли образ им создаю?

В этой статье я решила объединить весь найденный мной материал по костюму и образу Снегурочки.

Итак, первоначально нам придется окунуться в историю, попытаться узнать, когда же «родилась» Снегурочка, эта помощница и спутница Деда Мороза? Видимо, начать придётся c самой глубокой старины, когда в северных областях языческой Руси в зимнее время бытовал обычай делать из снега и льда разных сказочных идолов.

В преданиях древних славян часто встречается образ ледяной девочки, которая ожила. А потом она появилась в русском фольклоре под именем Снегурка.

По одним источникам, Снегурочка — олицетворение Зимы, воплощающая силу предков и прообраз древней Костромы, аграрной богини, чье весеннее сжигание на костре необходимо для будущего урожая. В русском фольклоре она именуется девушкой-Костромой и никакой внучкой Деду Морозу не является. Просто волшебное дитя природы.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с рождественскими и новогодними праздниками.

Снегурочка — чисто русское явление, и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

По другим источникам, Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году Афанасьевым Александром Николаевичем во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», в котором видны языческие корни этого персонажа: «Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега».

Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!»

В этом, как и в ряде других вариантов пересказа, в конце сказки Снегурочка тает.

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В пьесе Островского Снегурочка предстаёт перед нами как дочь Весны-Красны и Деда Мороза. Снегурочка - юная девушка, в сердце которой нет эмоций, свойственных людям, поэтому она ощущает тоску, ведь «…несчастлив тот, в чьём сердце нет огня, кто без любви безумной век свой прожил…». Ей хотелось бы испытать яркие эмоции, и она вымолила у своей матери- Весны способность любить, хотя знала, что если сердце её станет горячим, она погибнет, а проще говоря, растает. В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал оперу, которая имела потрясающий успех. В подмосковном селе Абрамцево на сцене домашнего театра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова, здесь и Васнецов создал декорации к самой первой театральной постановке по пьесе Островского.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда — кокошник.

Васнецов. В. Снегурочка.

Михаил Врубель. Снегурочка. 1890-е.

Николай Рерих. Снегурочка и Лель, 1921.

Воспитатели тех давних времён конца XIX — начала XX века придумывали различные сценарии для детских новогодних праздников, на которых появлялись не только Дед Мороз и Снегурочка, но и маленькие лесные жители: зайчики, белочки, медвежата и конечно снежинки. Дети радовались, и каждый выбирал себе костюм того или иного персонажа. Каждая девочка хотела быть Снегурочкой, но если это не удавалось, то снежинок на новогоднем празднике были настолько много, и они были так разнообразны, и все их наряды воздушные, летящие, пушистые были не менее привлекательны. Хотя, кроме снежинок, на праздник могли прийти и принцессы, и «Золушки», и феи, и эльфы и т.д. В это время любили делать инсценировки из сказок и театральных пьес и опер. Тогда театр любили, и посещение театра было событием грандиозным, которое начиналось подготовкой за несколько дней до посещения.
Как видим, Снегурочка в это время ещё не являлась главной помощницей Деда Мороза.

После революции ёлочку запретили, и конечно вместе с ней Дед Мороз и Снегурочка тоже отправились в далёкие снежные края. А праздник Рождество не просто считался обычным будним днём, но и проще говоря, был вне закона. Даже специальные патрули, в основном комсомольцы, ходили по городу и заглядывали в ночные — нет ли ёлочки у кого?

В 1935 году ёлочку и Деда Мороза реабилитировали, в отличие от тех, кому предстояли долгие десятилетия испытаний. Снегурочка с этого года получила статус помощника и внучки Деда Мороза. Именно в 1937 году, который вспоминают наши бабушки и прабабушки даже сейчас шёпотом, Дед Мороз и Снегурочка впервые вместе выступали на ёлке в московском Доме Союзов. В ранних советских иллюстрациях, в детских книжках Снегурочка изображалась маленькой девочкой, а несколько позже, она повзрослела, и стала девушкой. Деду Морозу на новогоднем празднике нужна была помощница, которая умела бы не только подарки детям раздавать, но и игры заводить, и вместе с ними хороводы водить, и загадки загадывать-разгадывать и многое, многое другое...

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Порожденная творчеством русского народа, сказка о Снегурочке — явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Так что же в итоге мы можем отметить: какой костюм будет самым правильным для Снегурочки?

Основываясь на народные предания о Костроме — бело-серебристый искрящийся наряд «ледяной» девушки с красивым головным убором на голове — восьмилучевым венцом, опушенным мехом и украшенным жемчугом и серебряными нитями.

По преданиям других народных сказаний — о снежной девчушке, слепленной дедом и бабой, — это костюм девочки в белом или голубом пушистом наряде, украшенными мехом: шапочке, шубке, валеночках, варежках и с муфточкой.

По наследию советских елок начала 20-х годов — это девушка (ведущая елки), в нарядном костюме, ассоциируемом с зимой, праздником и, главное, с Дедом Морозом. А значит, этот костюм обязательно будет нарядным, богато украшенным.

Основные детали костюма Снегурочки

В основе костюма — белое, серебряное или голубое платье, поверх которого одета длинная шубка, короткая шубка (жакет) или жилет, отороченные мехом. На ногах — валеночки или белые сапожки, на руках — варежки либо меховая муфточка, на голове — шапочка с меховым отворотом, венец, украшенный жемчугом и мехом или красивая корона (коруна, как называли ее в русских костюмах), также украшенная камнями и бисером.

Надеюсь, моя статья помогла вам в выборе нужных элементов новогоднего костюма в преддверии новогодних праздников. Этот образ знаком нам всем с детства, поэтому трудно ошибиться и сделать что-нибудь не правильно!

А я с радостью познакомлю вас со Снегурочками со старых советских открыток, такими разными, но горячо мной любимыми!