Шедевры пинакотеки Ватикана. Часть 1
  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Живопись

Сейчас Третьяковская галерея представляет уникальную экспозицию: впервые музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции — шедевры XII–XVIII веков. На выставке представлено 42 живописных произведения.

Никогда ранее музеи Ватикана не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений. Вопрос о выставке шедевров Ватиканской пинакотеки решался на высшем уровне: переговоры вели Владимир Путин и папа Франциск лично. Масштаб вполне объясним: полотна впервые покинули Ватикан в таком количестве — 42 работы.

Экспозиция в галерее занимает три зала, так как выставлено достаточно много работ. Соответственно, и публикация будет содержать три части. Первая часть посвящена работам XII-XV веков.

Римская школа
Христос Благословляющий
XII в. Алтарный образ. Холст, наклеенный на дерево, темпера

Открывает выставку редчайшая древняя икона «Христос Благословляющий», созданная во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня.

Маргарито ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д’Ареццо
Святой Франциск Ассизский

1250–1270 гг. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото

Маргаритоне д'Ареццо – один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в «Жизнеописании Маргаритоне» охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи. В манере тосканского мастера Mаргаритоне д’Ареццо усматривают влияние коптских икон. Франциск, оставшийся в истории как нищенствующий монах, требовал предельно аскетичного изображения. Черная ряса, книга и стигматы — таковы основные элементы всех портретов святого кисти д’Ареццо.

Приписывается Алессо ди Андреа
Распятие со сценами Страстей

Середина XIV века

О художнике, создавшем это произведение, известно лишь то, что он работал во Флоренции в середине XIV века. Изображены сцены Страстей Христовых. В центре — «Распятие» с Иоанном Крестителем и святым Павлом по бокам, вверху — «Христос прощается с матерью» и «Воздвижение Креста», внизу — «Оплакивание», «Положение во гроб», «Дева Мария и святой Иоанн на пути к Гробу Господню» и «Скорбящая Дева Мария, склоняющаяся над гробом».

Мариотто ди Нардо

Рождество

Пределла. Около 1385 г. Дерево, темпера

Создавший эту картину Мариотто ди Нардо работал во Флоренции на рубеже XIV и XV веков.
«Рождество» было частью пределлы большого алтаря, как называлась нижняя вытянутая часть алтарного образа, находящаяся под главным изображением и состоящая из одной или нескольких досок, расписанных повествовательными историями. Сюжет взят из Евангелия от Луки, рассказывающего о том, что первыми о рождении Иисуса Христа узнали пастухи, пасшие стада недалеко от хлева, в котором нашло приют Святое семейство. Пастухам явился ангел, поведавший о чуде, и они тут же поспешили поклониться Младенцу.

Пьетро Лоренцетти

Иисус перед Пилатом

Начало XIV века

Пьетро Лоренцетти — один из крупнейших мастеров готической Сиены, богатейшего города, в Средние века бывшего успешным соперником Флоренции. Картина — створка походного алтаря-складня, всегда находившегося при ее владельце, нечто вроде иконы-оберега. Сиена славилась своими ювелирами, и среди красок, используемых художником, — драгоценные золото и лазурит. Картина «Иисус перед Пилатом» своеобразно перекликается со знаменитой картиной Николая Ге «Что есть истина?».

Джованни ди Паоло ди Грация, прозванный Джованни ди Паоло

Рождество и Благовестие пастухам

Середина XV века

Картина сиенского художника Джованни ди Паоло, хотя и создана в середине XV века, пропитана духом поздней готики. Фигура Девы Марии, склонившейся над Младенцем, помещена перед воротами замка, окруженного гранатовым садом, вместо традиционного хлева — таинственная пещера, и Рождество представлено как волшебная ночная сказка. В левом углу привлекают внимание две женские фигуры. Это повитухи Гелома и Саломея, которых, согласно апокрифическому Евангелию от псевдо-Матфея, очень популярному тексту в Средние века, Иосиф привел к Марии.

Джентиле да Фабриано

Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль

Ок. 1425 г. Пределла. Дерево, темпера

Часть пределлы Джентиле да Фабриано рассказывает о чуде, совершенном Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийских, равно почитаемым православной и католической церковью. На корабле, попавшем в бурю и обреченном на гибель, матросы вознесли молитву святому Николаю, и он пришел на помощь. Художник изображает момент, когда святой устремляется с небес, чтобы спасти моряков. Плывущая в волнах русалка, согласно средневековой символике, олицетворяет собой демоническую силу, которая и вызвала бурю, но Джентиле да Фабриано, разбросавший в водах фантастических обитателей морских глубин, превращает назидательную повесть о победе над дьяволом в чудесный живописный мираж.

Гвидо ди Пьетро, прозванный Фра Беато Анджелико

Сцены жития святого Николая Чудотворца

Около 1447–1449 (?). Пределла. Дерево, темпера, золото

Гвидо ди Пьетро принял постриг под именем брата Джованни, но уже Вазари прозвал его Анджелико, Ангельским, как за прелесть его искусства, так и за мягкость характера. В дальнейшем к прозвищу присоединилось прилагательное «Беато», и в историю искусства он вошел под именем Фра Беато Анджелико, Блаженный Ангельский брат. В 1982 году папа Иоанн Павел II официально причислил его к лику блаженных, и теперь он стал небесным покровителем художников. Это самый нежный и поэтичный художник флорентийского XV века. Данная работа посвящена чудесам святого Николая, совершенным им после смерти. Справа святой Николай спасает от гибели судно, слева — обращается к морякам, приплывшим из Александрии с грузом зерна для римского императора. Он просит их дать зерна, чтобы спасти свой родной город от голода, и обещает, что груз от этого не уменьшится.

Эрколе де Роберти

Чудеса святого Винченцо Феррера

1473г. Пределла. Дерево, темпера

Эрколе де Роберти, художник феррарской школы, созал пределлу (нижнюю часть алтаря) церкви Сан Петронио в Болонье для «Полиптиха Гриффони». Этим объясняются и необычные размеры произведения 30 см на два метра. Пределла соединяет в себе готику и ренессанс.Она посвящена деяниям испанского святого Винченцо Феррера и полна загадочным и манящим духом Феррары. Изображены следующие эпизоды (слева направо): исцеление роженицы — пейзаж — воскрешение богатого иудея — исцеление хромого — спасение ребенка из горящего дома — убитый безумной матерью ребенок — воскрешение ребенка. Иконография пределлы до конца не расшифрована, и художник показывает свою эрудицию, совмещая готическую экстравагантность с отсылками к античному искусству.

Карло Кривелли

Оплакивание

1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото

Карло Кривелли при жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, — одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века.

Джованни Беллини

Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной

1473-1476. Дерево, масло

Беллини — крупнейший художник венецианской школы XV века. Учебники утверждают, что в его отразился переход от раннего Возрождения к высокому. «Оплакивание Христа» когда-то было частью главного алтаря, написанного Беллини для церкви Сан Франческо в Пезаро. В центре которого находилась композиция «Коронование Мадонны», а по бокам — меньшие по размеру сцены. Живописная доска помещалась вверху, отсюда, наверное, и ракурс изображенного: фигуры увидены не много снизу. Сделанный Беллини шаг вперед очевиден: глубокий колорит, более тонкое прочтение перспективы, внимание к деталям и тщательность изображения — все это выделяет его среди предшественников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания — Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту.

Пьетро Ваннучи, прозванный Перуджино

Святой Плакида

1495-1498

Пьетро Перуджино на рубеже XV и XVI веков стало одним из самых влиятельных художников Италии. Известно два святых Плакиды: мученик, убитый вместе со своей сестрой Флавией в IV веке, и живший в VI веке ученик святого Бенедикта. Перуджино, объединив обе легенды, представил святого в рясе, но с пальмовой ветвью, символизирующей мученичество, — атрибутом брата Флавии. Святой Плакида у Перуджино — не столько бенедиктинский монах-исповедник, знаменитый своей глубокой верой, сколько святой — ангелоподобный созерцатель звездных глубин небес. Художник придает монаху сходство с прекрасными юными созданиями, подчеркивая неземное обаяние сына патриция, ставшего прилежным последователем самого святого Бенедикта.

Пьетро Ваннучи, прозванный Перуджино

Святая Юстина

1495-1498

Эта картина, как и «Святой Плакида», была частью большого алтаря «Вознесение Христа», созданного для монастыря Сан Пьетро в Перудже. Из-за путаницы со святым Плакидой до недавнего времени считалось, что изображена святая Флавия, но теперь доказано, что это святая Юстина, покровительница бенедиктинской общины монастыря Сан Пьетро, — корона на голове именно ее, принцессы по рождению, традиционный атрибут. Именно в это время, когда создавался алтарь, в мастерской Перуджино появился совсем юный Рафаэль.

Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли

Ангел, играющий на лютне

Ангел, играющий на лютне

Ангел, играющий на виоле

1480 г. Фрагменты фрески, снятой со стены

До нас дошло не так уж много работ Мелоццо, большинство его фресок погибло при перестройках, но по тому, что осталось, можно судить о масштабах его дарования. Три музицирующих ангела — фрагменты его росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции «Вознесение Христа».

Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая, а отвлеченное понятие «музыка небес» связано с философскими построениями модели мира, о которой говорили пифагорейцы и платоники. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Его ангелы, прославляющие Господа согласно словам Библии: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением», идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны — они похожи на юных пажей при дворах ренессансных правителей.

Часть 2 здесь>>

P.S. В публикации были использованы материалы из буклета Третьяковской галереи и материалы, найденные на просторах интернета.