Виды ювелирных изделий

Испокон веков люди тянулись к истенным творениям искусства. Работы ювелиров, в которых природная красота драгоценных материалов соединялась с совершенством форм, созданных руками златокузнецов, неизменно вызывали восхищение. Уже изначально ювелирные украшения, дополнявшие костюм человека, были столь совершенными и разнообразными, что последующие поколения время от времени приоткрывали этот старинный ларец с сокровищами, черпая из него идеи, стиль, формы.

Всем известны такие виды украшений, как ожерелья, серьги, кольца, броши, браслеты... А знаете ли вы, что такое алам или, например, бармы?

АЛАМ (ударение на второй слог) - нашивное или пристяжное украшение одежд в средневековой Руси. В источниках встречаются разные толкования этого предмета. В словаре древнерусского языка И.И. Срезневского алам - пристяжное нагрудное украшение; в описании московской Оружейной палаты А.Ф. Вельтмана - это ожерелье или воротник, украшенные драгоценными камнями, золотом или жемчугом. По определению историков П.И. Савваитова и И.Е. Забелина - "серебряная, вызолоченная кованая или чеканная бляха".
Аламами украшались как мужские, так и женские одежды, о них упоминается в духовных завещаниях. Например, великий князь Дмитрий Иванович (1389 г.) завещал сыну своему Петру "пояс золот с калитою да с тузлуки, да наплечники, да алам". Для украшения одежд аламы "обнизывались жемчугом и пришивались напереди, на плечах и назади, вместе с кружевом".
На бархатную накладную шубку "царевны Ирины Михайловны (1636 г.) были нашиты аламы кованы, серебряны, золочены, обнизано около аламов жемчугом". В описи казны царевича Алексея Михайловича значатся "четыре аламы низаны жемчугом с каменьем и с завязки тканы в столбец золото с серебром, ворворки низаны жемчугом". И.Е. Забелин пишет, что аламы в виде больших запон украшали ездовую одежду. На них изображались орлы, грифы, львы. Вероятно, такие аламы прикреплялись и к воинскому платью.
(Источник: Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь, автор-составитель Ванюшова Р.А., Ванюшов Б.Г., Санкт-Петербург, 2000)

На фото: Алам пушкарский (знак московских пушкарей). Москва, Оружейная палата. XVII в. Железо, чеканка. Диаметр – 30 см.

АГРАФ (фр. agrafe - застежка, крючок) - нарядная, изящная застежка для скрепления одежд.
На Западе аграфы известны с XIII века. Это роскошные украшения, которые использовались для скрепления "шейного отворота женской одежды". Аграфы изготавливались в виде сплетенных рук, сердец, цветов, венка из листьев. Нередки надписи и любовные девизы. На золотых аграфах изображались композиции на античные и библейские сюжеты, литые бронзовые аграфы украшались миниатюрными живописными портретами на эмали, заключенными в круглую или овальную оправу. В Италии в XVI в. были модны аграфы - пряжки, которыми украшали шляпы. В России аграф появился в XVIII в. в качестве застежки для парадных одежд.
(Источник: Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь, автор-составитель Ванюшова Р.А., Ванюшов Б.Г., Санкт-Петербург, 2000)

На фото: Большой аграф. Россия, 1756 год. Золото, серебро, бриллианты, 25х11. Алмазный Фонд России.

БАНТ-СКЛАВАЖ (ударение на последний слог) - тип броши в виде банта с подвеской, прикреплявшейся к ожерелью, кружевной, шелковой ленте или бархотке, плотно облегавшей шею. В России бант-склаваж был особенно моден в 1760-х гг. Его носили высоко на шее, иногда одновременно с несколькими длинными нитями жемчуга и в гарнитуре с серьгами или подвесками, в рисунке которых повторялся мотив банта. Бант-склаваж богато декорировался драгоценными камнями - бриллиантами и красной шпинелью, сочетание которых было особенно любимо в XVIII веке.
(Источник: Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь, автор-составитель Ванюшова Р.А., Ванюшов Б.Г., Санкт-Петербург, 2000)

На фото: Бант-склаваж. Золото, серебро, бриллианты, шпинели, топазы. Россия, Санкт-Петербург, 1764 г., мастер Л. Пфистерер. Находится на хранении в Алмазном фонде России.

Бармы (по разным источникам, происходит от греч. parmai — круглый щит, или от перс. berme — охранение, защита, или от др.-польск. brama — украшения на руках и ногах женщин, или от др.-исл. barm — край) — широкое оплечье с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Бармы из круглых металлических щитков-дробниц, скреплённых шнурами и украшенных драгоценными камнями и эмалями, появились в Византии, где входили в парадную одежду императоров.

В Россию, по преданию, их впервые прислал из Византии император Алексей I Комнин для Владимира Мономаха. Однако первое летописное упоминание о них встречается под 1216 г. и сообщает, что «облечье», шитое золотом, носится всеми князьями. Как коронационные регалии впервые упоминаются в 1498 г — их возложили на князя Дмитрия (сын Ивана Молодого). С середины XVI в. до начала XVIII в. бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов.

На фото: Бармы, 12 в.

Продолжение следует...