Оптические иллюзии в декупаже, или Как тени творят чудеса
  • Рубрика: Хитрости и советы / Lifehack
  • Виды творчества: Декупаж

Число поклонников декупажа растёт с каждым днём. И рано или поздно каждый, кто занимается этим видом творчества, хочет попробовать себя в художественном декупаже. Становится не интересно просто наклеивать специальную бумагу и лакировать её. Хочется попытаться сделать художественную подрисовку, превратив работу из аппликации в уникальную композицию в смешанной технике — почти в картину.

Очень часто я вижу работы в технике декупаж, в которых в полной мере не использованы возможности теней. А ведь они способны творить чудеса!

Думаю, что многим просто трудно разобраться в том, где именно прорисовывать тени и как они должны выглядеть.

И частенько люди просто находятся в плену стереотипов : «тень может быть только с одной стороны» , «тени должны быть размытыми», «тени должны быть серыми (коричневыми... )» и т. д.

Сегодня я хочу немного рассказать вам о том, как использовать силу теней, и проиллюстрировать свой рассказ небольшими образцами.

Для начала предлагаю тему для размышления : «Тень должна быть только с одной стороны от предмета». Согласны ли вы с этим утверждением?

Это верно, если предмет освещается только одним источником света. А если их два или три? А если источник света находится за предметом? Поразмышляйте на досуге, а я в вернусь к этому вопросу в другой раз.

А сегодня поговорим именно о той ситуации, когда предметы освещены одним источником света. Конечно, источником света воображаемым, если мы говорим не о письме с натуры, а о работе в технике декупаж с подрисовкой с дорисовкой.

Первое, что надо помнить, что тени от всех предметов композиции должны падать в одну сторону, если источник света расположен на значительном расстоянии от композиции, а не в её центре.

А теперь давайте рассмотрим, как тени влияют на наше восприятие удалённости предметов от нас и друг от друга. В качестве образца выступила дощечка, на которую я наклеила бумагу с мелким рисунком.

И на этой гладкой поверхности я хочу изобразить «заборчик» из отдельных досок.

Для начала я намечаю их простым карандашом.

Согласитесь, это не даёт нам ощущения «забора». Всё плоско потому, что нет теней. Именно тени делают изображение объёмным.

Как же сделать так, чтобы каждая доска в заборе жила своей жизнью?

Для начала надо решить, как этот забор собран. Я предлагаю вам два варианта. Видите ли вы разницу между левой и правой частями образца (5 дощечек слева и 5 справа)?

Я намеренно не поясняю сразу, в чём эта разница — мне хочется, чтобы вы сами это увидели. И поняли, как это получилось.

Думаю, вам видно, что пять дощечек в левой части образца «наложены» одна на другую последовательно. При этом правый
«срез доски» как бы наезжает на соседнюю доску, отбрасывая тень.

А как собраны пять дощечек в правой части образца?

Две впереди — три сзади — через одну. Согласны? Понимаете, почему мы видим это так? А потому, что две передние доски лишены теней, а значит, они находятся на переднем плане — ничто их не затеняет.

А вот на задние доски тени отбрасываются передними дощечками. Они и отодвигают их на задний план.

Ну чем вам не настоящий забор? И для того чтобы превратить гладкую поверхность в рельефную, нам понадобилось всего лишь прорисовать несколько полос-теней.

А теперь рассмотрим другую ситуацию. Я снова предлагаю сначала вам поразмышлять самостоятельно над образцами.

Не обращайте, пожалуйста, внимания на разлиновку карандашом — это я увлеклась разметкой :)

Итак, представьте, что перед вами две оформленные картины. Одна из них в раме, а вторая наклеена на паспарту. Думаю, что вы безошибочно определите, где из них какая. Я права?

Левый образец имитирует раму, в которой «картина» заглублена. Именно светлую незатененную поверхность мы воспринимаем выступающей на первый план. Во втором же случае рама уходит на второй план и превращается в паспарту.
Это произошло опять же из-за того, что затенённая поверхность воспринимается нами, как удалённая на большую глубину.
И обратите внимание на то, что светлая поверхность воспринимается бОльшей по размеру. Это относится и к самой раме, и к «картине», заключенной в неё.

Давайте подведём итог нашему небольшому исследованию:

1) приступая к дорисовке теней, прежде всего разберитесь, какие предметы находятся в композиции ближе, а какие дальше;

2) для того чтобы визуально отделить предметы в композиции друг от друга, надо проложить между ними тень;

3) не надо накладывать тени на выступающие предметы или их части — так вы рискуете увести их на задний план.

А теперь немного о том, как размер тени влияет на восприятие пространства.

Предлагаю вам рассмотреть несколько изображений одной и той же бабочки.

Чем же они различаются?

На первом изображении тени у бабочки нет совсем, и она выглядит просто приклеенной к поверхности, как, собственно, и есть на самом деле. На втором изображении бабочка приобрела объём , так как она начала отбрасывать небольшую тень. На третьем изображении она начала «взлетать» , так как тень увеличилась в размере. Ну, а на четвертом она уже находится довольно высоко над поверхностью — тень стала ещё больше и светлее.

Ещё раз сравните, пожалуйста, образцы.

А ведь можно ещё визуально приподнять только крылышки... А можно «сместить» воображаемый источник света. Чудеса... Чудеса...

И, наконец, последний образец поможет нам понять, как тень влияет на восприятие формы.

Я наклеила на образец две совершенно одинаковые веточки с листьями. Посмотрите — сначала они просто висели в воздухе, так как никуда не отбрасывали тени.

А давайте попробуем «положить» обе веточки на горизонтальную поверхность. И тут же тень даст нам понять, что веточки-то разные! Присмотритесь — первая из них (слева) — изогнута назад, а вторая? А вторая изогнута вверх! Ну разве это не чудо?

Да! Это чудо, которое творят тени!

И вы, создавая различные оптические иллюзии, можете творить такие чудеса своими руками. И это мы лишь слегка попытались разгадать, как создаются эти самые чудеса...

Надеюсь, вам было интересно и у вас появилось желание узнать об этом больше :)

Спасибо!