Берта Хуммель. Жизнь в свете детских улыбок.

21 мая 1909 года в семье коммерсанта Адольфа Хуммеля, в баварском городке Массинг родилась девочка Берта (Berta Hummel). С раннего детства Берта увлечённо рисовала и в 12 лет ее приняли в школу для девочек в Симбахе, где преподавали сестры католического ордена Englische Fraulein. Здесь она создала свои первые иллюстрации к книге Фридриха В. Веберса.

Закончив школу в 1927 году, по настоянию монахинь-преподавательниц Берта решила продолжить обучение и в 18 лет была зачислена в Академию прикладных искусств в Мюнхене. Преподаватели связывали с Бертой большие надежды. Существует более 400 ее работ тех лет. Годы учебы в Мюнхене считаются самыми творчески продуктивными и счастливыми в жизни Берты.

Во время учебы в академии Хуммель познакомилась с сестрами-студентками францисканского монастыря, также обучающимися в Академии и по окончании обучения, выросшая в религиозной семье, Берта принимает решение уйти в монастырь. С апреля 1931 года и до конца своих дней бывшая Берта Хуммель, а ныне – сестра Мария Инносентия прожила в монастыре Зисен близ Вюртембергa. Ее послушанием было преподавание искусства в монастырской школе. Работа занимала много времени, но каждую свободную минуту Берта занималась живописью. Картины так поразили сестер, что они послали несколько их копий в издательство в Мюнхене, специализировавшееся на книгах по религиозному искусству. И оно выпустило работы Берты в виде почтовых открыток, которые в те годы были очень популярны. В 1934 году вышел сборник рисунков Берты.

Вскоре после этого Франц Гобель, владелец фарфорового производства, увидел эти открытки в одном из мюнхенских магазинов. Гобель как раз был в поиске новой художественной линии для своей фабрики. Он предложил выпускать фарфоровые фигурки, сделанные на основе рисунков Берты. В 1935 году на Лейпцигской торговой ярмарке статуэтки имели ошеломляющий успех. А десятилетие спустя, в 1945 году, когда американские солдаты привезли их в качестве трофеев-сувениров в США, успех повторился.

1937 год ознаменовался двумя событиями в жизни Берты. Во-первых, она решила остаться в монастыре навсегда. Во-вторых, написала картину «Добровольцы» (TheVolunteers). Картина была пронизана ненавистью к Гитлеру.

В свою очередь забавные дети Хуммель раздражали нацистов, поэтому вскоре творчество монахини внутри страны было запрещено. Один из нацистских журналов писал о ее работах так: «Наше любимое отечество не может оставаться спокойным, когда дети Германии изображаются такими безмозглыми неженками».

В годы войны Хуммель помогала расквартированным в Зисене «для перевоспитания» немцам из Восточной Европы.

В те же годы Берта сделала наброски звезды Давида, что было не только отважным, но и опасным поступком.

В 1940 году правительство закрыло все религиозные школы. Из 250 сестер монастыря осталось 40. Берта жила в маленькой келье, служившей ей и мастерской. Тяжелые условия жизни подорвали здоровье художницы, у нее обнаружился туберкулез, от которого она и умерла в 1946 году.

Фарфоровые фигурки продолжали выпускаться в Германии почти до конца 2008 года.

В родном городе Берты, Массинге, есть ее музей.

Есть музей и в Техасе (США). Он организован дамой, которую, когда она была ребенком, изобразила Берта в одной из своих работ. В музее выставлены 280 подлинных рисунков. Во время войны они были сохранены коллекционером из Швейцарии.

Дональд Стефенс, мэр г. Роземонт (штат Иллинойс, США), собрал одну из самых больших коллекций фарфоровых фигурок Берты Хуммель. После своей смерти он завещал ее городу. Чтобы коллекцию разместить, город построил специальный музей, который открылся в марте 2011 года.

Художественными образцами для Марии Инносентии служили картины испанца Мурильо, поздней готики, Дюрера, английских Прерафаэлитов, православные иконы с их особым великолепием нимбов. Подписывала М.И.Хуммель свои работы не только именем, но иногда и изображением шмеля – своеобразного «герба», символа ее фамилии. Но больше всего Берта Хуммель рисовала детей: любопытными, познающими мир, смешными и серьёзными, подражающими взрослым и ищущими себя. Спокойные осенние тона ее рисунков располагают к размышлениям о том, что детство – преходяще, а дети, олицетворяющие жизнерадостность, невинность и любовь, нуждаются в защите.

Наша мастерская представляет творчество этой прекрасной художницы в виде машинной вышивки гладью. Подробнее ознакомиться с представленными работами можно здесь:
http://www.livemaster.ru/topic/228653-vyshivka-po-motivam-risunkov-berty-marii-inosentii-hummel?vr=1&inside=1